Как известно, полеты на самолетах многие переносят гораздо хуже, чем, например, перемещения поездом. Одним некомфортно находиться на высоте 10-11 тысяч метров, когда вокруг пустота, другие с трудом доверяют свою жизнь многотонному авиалайнеру. Находятся и те, кто начитает думать о состоянии пилотов. Уставшие ли они? Напряженные? Уделяют ли достаточно внимания всем мелочам? Зачастую именно поэтому капитан самолета перед полетом обращается к пассажирам (и общается с ними во время полета) — чтобы придать им уверенности в том, что лайнер под контролем. Но что будет, когда самолетам уже не потребуются пилоты?
Уже сейчас большую часть полета самолетом управляет автопилот — это так называемый крейсерский режим, когда пилот только контролирует автоматику и вмешивается тогда, когда это необходимо. Например, при резком ухудшении погодных условий. Однако во время взлета и посадки участие пилота все еще необходимо.
Система автоматической посадки самолета
Даже при активации автоматической посадки пилот обязан контролировать самолет. Да, автопилот может выдержать траекторию, скорость, способен выровнять самолет, установить малый газ и даже выполнить приземление. Однако торможение выполняется пилотами, они же включают реверс тяги, чтобы авиалайнер смог остановиться. Ну и если говорить откровенно, пилот может посадить самолет гораздо мягче автоматической системы.
На некоторых взлетно-посадочных полосах в наше время есть решение, которое может направлять самолет при посадке — это система ILS (система инструментального захода на посадку). Она представляет собой два излучателя — один (курсовой маяк) расположен за противоположным торцом ВПП на продолжении осевой линии и излучает лучи, формирующие невидимую линию. Второй (глиссадный маяк) — расположен сбоку от ВПП, рядом с зоной приземления самолета. Но, опять же, на финальном этапе без действий живого человека не обойтись.
Беспилотный пассажирский самолет
В компании Airbus с этим не совсем согласны — инженеры успешно испытали системы автономного взлета, посадки и руления. Речь идет о полностью беспилотном управлении самолетом. Система в своей работе задействует навигационное оборудование и «компьютерное зрение», то есть она способна распознавать посторонние объекты на полосе. Испытательный экипаж, состоящий из двух пилотов, двух инженеров по летным испытаниям и инженера-испытателя, взлетел 18 декабря в 10:15 и осуществил в общей сложности 8 взлетов в течение четырех с половиной часов.
Мы перевели рычаги управления тягой в положение для взлета, и затем просто наблюдали за самолетом. Он начал сам двигаться и ускоряться, поддерживая осевую линию ВПП, с точной скоростью вращения, указанной в системе. Передняя часть самолета начала автоматически подниматься, чтобы занять конечное положение перед взлетом, и через несколько секунд мы были в воздухе, — говорит капитан-испытатель самолета.
Любопытно, что данный автоматический взлет был обеспечен инструментом распознавания объектов, установленным непосредственно на самолет. Авиалайнер не полагался на систему посадки по приборам (ILS), существующую технологию помощи при посадке, которая в настоящее время используется пассажирскими воздушными судами, находящимися в эксплуатации, в аэропортах по всему миру.
Хотя в Airbus утверждают, что не собираются заменять пилотов автоматическими системами, никто не гарантирует, что при достижении нужного технологического уровня самолеты не будут осуществлять взлет и посадку самостоятельно. Почему бы нет? Армия использует беспилотные летательные аппараты размером с небольшие самолеты для ведения боевых действий, где те управляются дистанционно или летят по заранее обозначенному маршруту. Даже вертолеты могут быть беспилотными, вроде K-MAX, который большой как обычный вертолет и способен обеспечивать доставку груза с высокой точностью в опасные места.
Но будем ли мы чувствовать себя проще в полете, если не увидим двух (или хотя бы одного) пилотов у штурвала? Вряд ли. Люди считают, что находясь в транспортном средстве, им проще управлять, нежели издалека. Большинство людей управляли машинками или самолетами с пульта, и им это показалось сложным. Расскажите, что думаете об этом в нашем Telegram-чате. С другой стороны, мы же не боимся зайти в лифт, хотя лифтер уже как несколько десятков лет не управляет его работой? То же самое происходит сейчас с беспилотными поездами и самоуправляемыми автомобилями. Общество в настоящее время переживает психический сдвиг на тему автономного транспорта, и к тому времени, когда самолеты смогут летать полностью самостоятельно, этот переход может завершиться.
Один пилот в самолете
В качестве переходного решения производители самолетов и авиакомпании могут воспользоваться одноместной кабиной пилотов для самолета. Подобное решение в прошлом году предложили создатели широкофюзеляжного пассажирского самолета CR929, который создается российской «Объединенной авиастроительной корпорацией» и китайской корпорацией COMAC. Причем рассматривается два варианта — как кабина для одного летчика, так и автономная кабина с минимальным участием человека. В первом случае пилот будет управлять самолетом, как и раньше (только один), во втором — вмешиваться в управление только тогда, когда это необходимо.
Ну и не стоит забывать о том, что ни один автопилот сегодня не смог бы, например, посадить самолет на реку Гудзон. В 2009 году после отказа обоих двигателей самолет осуществил приводнение. Больше половины пассажиров из 155 человек пострадали, но все выжили. Машина не устает, не подвержена эмоциям, не боится и не принимает плохих решений. Она просто делает то, на что запрограммирована. И любые сценарии, отличные от программы, могут привести к катастрофе. Хотя и пилоты иногда непрофессионально ведут себя в кабине.
Так что первые шаги по отказу от пилотов на коммерческих авиалайнеров, должны приниматься постепенно. Двадцать лет назад было стандартом иметь три пилота в кабине, сегодня их два. Можно начать автоматизацию с одного пилота в кабине, а уже потом развивать пассажирские беспилотники.