Весьма непросто учить детей, имеющих талант к математике. Преподаватель, который берёт на себя такую ответственность, должен уметь многое: во-первых, он должен иметь внутри себя существенный пласт знаний, который вскоре передаст ученику, во-вторых, он должен проявить себя как опытный психолог и помочь личности ребёнка развиться и сохранить в себе талант и незаурядные способности.
На сегодняшний день, для работы с “вундеркиндами” находит частое применение так называемая “листовая система”, которую впервые в 1960х годах Н.Н. Константинов на своей презентации по математике предложил для профильных классов в московских школах. Смысл её заключается в следующем: школьник получает два-три распечатанных листа, в которых содержатся задачи по математике, относящиеся к изучаемой им в данный момент области знаний. Такой комплект называется словом “листок”, и в конце трёх-четырёх лет обучения у школьника оказывается примерно шестьдесят листков.
Учащимся, вне зависимости от их реальных знаний, дают одинаковые задания. После того, как листок оказывается у школьника, последний должен самостоятельно разобрать тему, предложенную ему в листке, изучить не встречавшиеся ему прежде понятия, разобрать и решить задачи, которые также написаны в листке. Если школьник решает задачи в течение урока, то он может (и даже должен) проговорить свои соображения и метод решения вместе с учителем, ему же он в конце занятий оставляет решённую задачу. Вдобавок, обычно не даётся задание на дом, нет также чётких границ времени, когда именно школьник должен закончить решать задачи из листка, тем более, дополнительные. Также его знания не оцениваются в виде баллов.
Учитель, проводящий такого рода уроки, обычно не работает в одиночку: ему помогают несколько коллег, каждый из которых ведёт в течение всего времени обучения троих-четверых школьников.
Необходимо понимать, что “система листков” накладывает определённые критерии, которым должен соответствовать как преподаватели, так и их подопечные. Учителя должны постоянно проводить тематическое планирование по математике, профессионально разбираться в курсе математики, действовать сплочённо и одинаково смотреть на существующие методики образования. Более того, они должны уметь делать непривычное для преподавателей дело: слушать и дискутировать с учеником на равных. Дело в том, что именно подобная форма общения приводит к наиболее эффективному получению знаний у учащегося. Ни в коем случае нельзя превращать занятия в постоянные тесты и проверки знаний, так как это уничтожает саму суть учебного процесса.
Об этом уже неоднократно говорилось, но всё же необходимо подчеркнуть: главное качество педагога, работающего с одарёнными детьми – это терпение. Он должен становиться опорой, поддержкой для своих подопечных, осознавая при этом, что результат его работы может проявиться вовсе не сразу. Занятие потребует от хорошего преподавателя очень серьёзной нагрузки, так как все формы общения с учеником: вопросы, ответы, споры, защита и аргументация в пользу точки зрения, как своей, так и учащегося, должны проходить крайне естественно и без малейшего напряжения. Дополнительным стрессом становится отсутствие в России серьёзных финансовых гарантий для преподавателя.
Естественно, что такое обучение тяжело и самим учащимся. Получается, что им необходимо заниматься к каждому уроку (так как учитель работает с учеником индивидуально). То, что преподаватель не даёт определённое домашнее задание, также затрудняет подготовку, поскольку школьник не знает, к чему именно ему готовиться. Более того, число задач в листках довольно-таки велико, и у ученика может сложиться впечатление, что они будут всё время “преследовать” его. Надо понимать, что это может повлечь за собой стресс и усталость, не говоря уже о том, что учащийся может также сильно уставать, занимаясь по остальным предметам. Очень важно правильно распланировать учебную нагрузку на конкретного школьника, что, при существующей довольно обширной программе занятий, становится делом непростым.
Если не касаться собственно задач, которые содержатся в листках, то можно заметить, что листки эти – лишь внешняя сторона обучения. Главное здесь – это одарённый ученик, который пришёл за новыми знаниями, и подходящий учитель, который может дать ему эти знания.