Говорить о повышении своей зарплаты непросто всем. Но если вы запасётесь аргументами и напишете для себя план разговора, уровень стресса снизится и всё пройдёт спокойно.
Стоит начать с главного: почему я вообще должен инициировать разговор — почему этого не делает руководитель? В идеальном мире к каждому сотруднику подходит начальник и говорит что-то вроде «Григорий, ты просто превзошёл себя. Только месяц назад мы подняли тебе оклад на 30%, и ты снова показал потрясающий результат, поэтому с сегодняшнего… нет, даже со вчерашнего дня прибавляем ещё 50%!» В реальности дела обстоят прозаичнее.
Почему руководитель не говорит о зарплате:
- например, у вас есть конкретные даты пересмотра зарплаты: два раза в год. Руководитель не считает нужным говорить о зарплате в другое время (а вы считаете, что уже пора);
- например, у вас очень редкие фидбеки, и он не знает, что вы взяли на себя много сложных задач и классно справляетесь с ними;
- например, руководитель убеждён, что сотрудник должен говорить первым, и всё тут.
Причины могут быть разными, но если руководитель не поднимает эту тему, а вы чувствуете, что пора, давайте спланируем этот разговор.
За что поднимается зарплата?
Чтобы зарабатывать больше, нужно не бояться выйти из своего привычного круга обязанностей. Если человек говорит: «Я хочу делать только то, что делаю, а учиться/брать ответственность/рисковать/делать ещё чью-то работу не готов», то руководителю странно слышать после этого «…но хочу зарабатывать больше».
Поэтому, готовясь к разговору, подумайте о трёх ключевых изменениях, которые произошли в вашей работе и эффективности.
Объём задач
Если вы стали делать существенно больше, забрали часть задач у коллеги или руководителя, увеличили количество заказов или заявок, обязательно запишите это и расскажите на встрече. Будет здорово, если вы оформите таблицу или сравнительные числа в стиле «было — стало», ведь наглядность помогает выстраивать аргументацию правильно.
Сложность задач
Вы стали делать что-то на новом уровне сложности. Делали мероприятия для двадцати человек, а теперь делаете для двухсот.
Новый уровень ответственности
Вы перешли на новую должность, взяли под крыло новичка и менторите его, остались на проекте в одиночку и отвечаете перед заказчиком на все 100 — отличный повод говорить о повышении зарплаты.
«Потому что у меня ипотека»
Часто мы приходим на разговор о зарплате с аргументацией, которая касается наших личных целей. Например, «мне нужно платить ипотеку», «хочу купить жене Айфон», «необходимо обновить автомобиль».
Тут нужно понимать: наша ипотека — наша личная ответственность. Как бы мы ни хотели переложить её на кого-нибудь другого (в частности, на работодателя), это не сработает и не должно. В сложной жизненной ситуации добросовестная компания, конечно, может помочь своему сотруднику: например, выплатит единоразовую матпомощь, выдаст заём без процентов. Но повысить при этом оклад — нелогичное решение с точки зрения любого работодателя:
- оклад — это оплата за прошлое (опыт и навыки, которые человек использует в работе постоянно)
- премия — бонус за настоящее (вклад сотрудника в прибыль компании)
- опцион — бонус за будущее для ключевых сотрудников компании (за влияние на стоимость компании)
Грубо говоря, с точки зрения бизнеса финансовый рост сотрудника должен быть связан с финансовым ростом компании, а не с инфляцией или ипотекой.
Предложите варианты
Чтобы руководителю было проще принять решение, приходите к нему с конкретными предложениями. Дайте аргументы (объём, сложность, ответственность) и предложите варианты финансового роста. Желательно, чтобы их было 2–3, например:
- Я хотел бы, чтобы по итогу этих изменений мой оклад повысился на 20% со следующего месяца;
- Мне комфортно будет работать в бонусной системе. Мы можем вместе прописать мои KPI, чтобы я понимал зависимость моей зарплаты от моих усилий;
- Ещё можем обсудить плавное повышение: на 10% сейчас и на 10% в следующем квартале, если мои показатели продолжат расти.
Формулировка важна
И последнее: настройтесь на обычный рабочий разговор. Вы не выпрашиваете деньги — вы их заслужили и подготовили аргументы на этот счёт. В то же время, вы ничего не требуете (потому что, по большому счёту, руководитель ничего вам не должен, кроме сотрудничества по ТК РФ).
Чаще используйте конструкции «мне было бы комфортно», «это будет отличным решением», «я убеждён, что хорошо справлюсь с этим». Ваша уверенность, подготовленность и спокойствие — ключ к успешному разговору!