Большинство эйчаров и рекрутеров ограничиваются парой-тройкой каверзных вопросов, чтобы понаблюдать за естественной и не отрепетированной реакцией соискателей, – а затем ведут себя весьма мило и приятно.
Но если сильно не повезет, вы можете столкнуться с кем-то бестактным, грубым или откровенно агрессивным – и вынуждены будете искать оптимальный способ «соответствовать ситуации»: давать отпор, оставаясь при этом вежливым, хорошо воспитанным человеком.
Чтобы не быть застигнутым врасплох, подготовьтесь к этой вполне вероятной ситуации точно так же, как готовитесь к любому другому аспекту интервью. Держите в голове перечисленные ниже советы, когда отправитесь на следующее собеседование, – и превзойдете все ожидания, что бы «страшного» ни случилось.
Сохраняйте спокойствие, будьте вежливым и собранным
Когда кто-то грубит или проявляет к вам агрессию, первым вашим побуждением будет обидеться. Вместо того, чтобы потерять над собой контроль и, поддавшись импульсу, начать огрызаться в ответ, любой ценой сохраняйте хладнокровие. Первым делом устройте себе короткую передышку, чтобы успокоиться и взять себя в руки. Для этого можете даже отпроситься в уборную: там плесните себе в лицо прохладной водой.
Иногда интервьюеры «вворачивают» один-два грубых комментария или вопроса, просто чтобы проверить, как вы отреагируете на ситуацию. В этом случае вам точно не прибавит очков гипотетическая неспособность сохранять хладнокровие в трудных ситуациях, случись они на рабочем месте. Наоборот, это ваш шанс доказать, что вы можете справиться с чем угодно.
Не принимайте на свой счет
Когда с нами кто-то резок или груб, полезно помнить, что даже у самых хороших людей бывают плохие дни. Возможно, начальник давит на эйчара, с которым вы беседуете, и торопит с поисками идеального кандидата. Или у человека, сидящего напротив вас, просто трудности в личной жизни.
Даже если кажется, что враждебность направлена против вас, скорее всего, это не так. Вместо того чтобы воспринимать чью-то резкость на свой счет, придерживайтесь карьерной стратегии и отвечайте на каждый вопрос спокойно и уверенно. Если необходимо, попросите о перерыве и сходите в уборную. Затем возвращайтесь полностью готовыми продолжать разговор и сохранять великодушие.
Попытайтесь вовлечь человека в разговор
Если какая-то реплика интервьюера покажется вам резкой или враждебной, используйте ее как возможность перевести разговор на собеседника. Когда человек окажется в центре внимания, и вопросы, которые вы будете задавать, продемонстрируют ваше неравнодушие, заинтересованность, человек может быстро «потеплеть» по отношению к вам. Почему? Потому что люди обожают говорить о себе. Согласно результатам исследования, проведенного американской организацией Scientific American, причина проста: от этого люди лучше себя чувствуют.
Если чувствуете, что «увязаете» в негативе, воспользуйтесь простыми вопросами, которые подтолкнут интервьюера к разговору о себе, а заодно помогут вам узнать больше о компании, в которую вы устраиваетесь:
- Как долго вы уже работаете в этой компании?
- Почему вы выбрали именно ее? Какие ценности компании разделяете?
- Что вы больше всего любите в этой компании и в своей работе?
Не бойтесь просто уйти
Несколько раздражающих, непрофессиональных, даже грубых комментариев – всё же вполне контролируемая ситуация в процессе обычного собеседования, особенно если должность руководящая, или функциональные обязанности подразумевают наличие у соискателя отличных навыков управления стрессом и конфликтом. Но совершенно недопустимо, чтобы кто-то позволял себе личный нападки в ваш адрес или угрожал.
Если интервьюер в своем поведении переходит черту, объявите ему, что не считаете себя подходящим для обсуждаемой должности, а затем отстранитесь от ситуации. Если продержались до конца собеседования, сделайте все возможное, чтобы до последнего оставаться вежливым и уйти с гордо поднятой головой. Если подозреваете, что прошли через стресс-интервью, и хотите убедиться, что поток каверзных вопросов был лишь продуманной тактикой, – свяжитесь позднее с отделом кадров компании, в которую хотели устроиться. Если уверены, что интервьюер перегнул палку, не поленитесь сообщить об этом него непосредственному руководителю или другому сотруднику отдела кадров.
Грубый, враждебно настроенный и агрессивный интервьюер может сбить с толку или вывести из душевного равновесия даже самых лучших, самых опытных соискателей. Вместо того, чтобы волноваться и расстраиваться, воспользуйтесь рекомендациями, приведенными выше, чтобы придерживаться своего карьерного плана и получить работу мечты. Сохраняйте спокойствие и здравый смысл – до тех пор пока это в принципе возможно, – и вы докажете, что способны справиться с любой ситуацией.
Карьерный консультант поможет вам подготовиться к любому, в том числе стресс-интервью, а также сформулировать карьерную стратегию и «план Б» на случай, если после такого интервью передумаете работать в компании, которая практикует этот спорный подход.