Периодическая оценка новых знаний и навыков, приобретённых учащимися в ходе их математического образования, имеет существенную и очень высокую важность. Сам факт того, что школьники знают, что их умения будут проверяться, увеличивает их ответственность в обучении, стимулирует их внимательно прорабатывать и тщательно заучивать полученный на уроках материал, а также ведёт к тому, что они привыкают как можно более серьёзно относиться к постоянному труду.
Обратим внимание на то, что на сегодня не определено чётких критериев, по которым выставлялись бы школьные оценки. Так, одинаково решённая задача или рассказанная у доски теорема может получить разные оценки у разных преподавателей. Также стоит отметить, что существующая в нашей стране 5-балльная градация уровня работы учащихся может плохо соответствовать реальному положению дел, в особенности, если учитель проверяет новый материал, или же старый, но описанный с помощью более современных методов.
Многие учителя в начале уроков спрашивают у школьников домашнее задание. Но, к сожалению, надо понимать, что данный способ проверять знания не вполне эффективен, так как ученики, не отвечающие в данный момент по заданию, могут в это время заниматься своими делами и не получать от урока практической пользы. Из-за этого, большинство давно работающих преподавателей вовлекают одновременно всех присутствующих, используя и устный, и письменный способы проверки знаний, после которого приступают к рассказу новой темы. Это означает, что преподаватель высокого уровня всегда должен требовать от себя чёткого тематического планирования по математике.
Описанный выше устный способ проверять знания может использоваться в любой момент урока. Такая проверка бывает двух типов: индивидуальная и фронтальная, знания можно одновременно спрашивать у одного и у нескольких учеников. Помимо этого, можно узнать, насколько хорошо школьник понимает тему, на которую говорит, насколько он уверен в своих знаниях и готов их отстаивать, насколько он умеет рассказать тему правильным и грамотным русским языком, и многое другое. Плюсы же фронтальной проверки заключаются в том, что она заставляет сразу весь класс думать и сообща приходить к правильным выводам и решениям.
Также, можно проводить проверочные презентации по математике, небольшие контрольные работы с одновременным опросом двух-трёх учеников по отдельности. Чтобы школьники не заглядывали друг другу в работы, пока преподаватель опрашивает остальных, рекомендуется делить задание по вариантам, которые могут быть даны в методических материалах или же лично выбираться преподавателем. Можно проводить данные работы в начале урока (так учащиеся будут лучше готовы к тому, что вскоре им дадут новые знания), так и в конце, закрепляя пройденный курс.
Кроме того, существуют ещё и математические диктанты. Они используются для того, чтобы школьники могли привыкнуть к различным символам и графике математических операций, понимали, что любые задачи по математике нуждаются в том, чтобы их выразили письменно, а также усвоили для себя запись и внешний вид основных алгебраических конструкций. Во время такого диктанта, преподаватель вслух читает примеры, а ученики записывают их в свои тетради.
С определённой периодичностью проводятся и большие контрольные работы, размером с целый урок, а иногда и два. Они позволяют закрепить и оценить знания довольного широкого объёма. Чаще всего, их проводят под завершение четверти или триместра, а также учебного года, и включают в них примеры из всего курса знаний, проработанного за отчётный период. Их результатом становится итоговая оценка, играющая большую роль в аттестате ученика.