«Раньше автомобили были освободителями, инструментом социального эгалитаризма», — сказал нам всемирно известный архитектор Рем Колхас несколько лет назад. «Теперь они становятся прямо противоположными».
Такие компании, как GM, вкладывают миллиарды в создание автомобилей без руля и педалей.
Все больше и больше людей испытывают такое беспокойство. Они настаивают, что производители автомобилей уже лишили нас свободы самостоятельно ремонтировать наши автомобили. Сами автомобили начинают отслеживать нас и даже продавать личную информацию о нас, как это делают Google и Facebook. Разрабатываются всевозможные схемы замены владения личным автомобилем некоторыми другими формами использования. Появляются новые технологии, которые сделают соблюдение не только обязательным, но и неизбежным. Наконец, по мнению пессимистов, наступает самая большая угроза: отнято само право на вождение. Для десятков тысяч людей в Соединенных Штатах эта угроза настолько реальна, что они создали Ассоциацию вождения людей и теперь работают над тем, чтобы право на вождение было защищено конституцией.
Откуда исходит угроза? Из трех ведущих технологических тенденций в автомобилях сегодня: электрификация, возможность подключения и автономное управление.
Рем Колхас (слева) и его ученик и партнер Иполито Пестелини поражены тем, что человечество готово пожертвовать своей свободой и правом на частную жизнь в обмен на удобство.
Исправить себя. Электрификация вот-вот завершит тенденцию, которая началась в конце 1990-х годов с массовым проникновением электроники в автомобильную промышленность: сделать невозможным самостоятельный ремонт автомобиля. Сегодня в Америке становятся все более популярными собрания, подобные RADwood, где разрешены только автомобили 80-х и 90-х годов — последняя эпоха, когда автомобили можно было ремонтировать только с помощью удобных инструментов, без необходимости в компьютерах и специальном программном обеспечении.
Конечно, для большинства людей перспектива лежать под машиной с ключами и смазкой не совсем привлекательна. Но вопрос принципиальный. «Способность чинить наши собственные устройства дает нам контроль, свободу и чувство смысла», — пишет философ Мэтью Кроуфорд в своей книге Shop Class as Soulcraft. И наоборот, неспособность исправить их самостоятельно (и даже посмотреть, что находится под капотом) делает нас их слугами и рабами. Именно поэтому основатели RADwood предсказывают, что цена на последние уцелевшие старые механические автомобили очень скоро начнет расти.
Сборы, подобные RADwood, в последнее время становятся все более популярными. На них разрешено использование только автомобилей тех времен, когда электроника полностью не захватила власть.
«Время, которое мы тратим на изучение продукта, изучение его функций, становится все короче и короче», — сказал WHEELS некоторое время назад Адриан ван Хойдонк, руководитель отдела дизайна BMW Group. «А автомобили всегда были одним из самых сложных продуктов. Требуются месяцы и годы, чтобы полностью понять, как они работают. У людей больше нет этого времени … Им по-прежнему нравится продукт, но они не хотят читать руководство».
Электропривод завершит процесс. В электромобилях механических компонентов значительно меньше; программное обеспечение наиболее важно. Как однажды сказал Илон Маск, Tesla — это даже не машина, а компьютер на колесах.
Контроль везде. Автомобиль — один из ключей к знаменитому «Интернету вещей», в котором все в нашей жизни будет связано. Но не подорвет ли это нашу свободу? «Светофоры будут заменены датчиками, которым вы не сможете не подчиняться. В новом подключенном мире все места будут контролироваться — но кем?» — спросил Рем Колхас. «В Болгарии во времена коммунизма было хорошее представление о том, какой может быть неопределенность. нести наши собственные дома, когда у нас есть ощущение, что кто-то может подслушивать нас. Я думаю, что это очень тревожная тенденция. И я действительно удивлен, что человечество приняло этот чисто коммерческий аргумент за счет собственной конфиденциальности и частной жизни «, — признает великий архитектор.
«Я хочу, чтобы машина служила мне, а не управляла и контролировала меня», — говорит Питер Шрайер, возможно, самый влиятельный человек в автомобильном дизайне за последние 20 лет.
Слова Колхаса, которому исполнилось 70 лет, могут показаться вам обычным страхом перед прогрессом старшего поколения. Но на самом деле мы слышали подобное мнение от некоторых из самых влиятельных людей в автомобильной промышленности. «За нами уже повсюду наблюдают», — сказал нам год назад Питер Шрайер, президент Hyundai и Kia по дизайну. «Я много думаю об этом. Я лично не хочу быть идиотом машины. Я считаю, что машина или машина, если хотите, должны помогать и служить нам. Она дает нам то, что нам нужно — транспорт. Но Я не хочу, чтобы меня водили на собственной машине. И я не хочу, чтобы за мной наблюдали повсюду ».
«Автопилот» Tesla Model 3 во время тестов. Илон Маск много лет назад предсказал, что появление беспилотных автомобилей, скорее всего, приведет к попытке запретить людям водить автомобиль.
Тот факт, что постоянно подключенный автомобиль будет легко отслеживать в любое время, не самая большая проблема — в любом случае, подавляющее большинство из нас предоставили таким компаниям, как Google, право следовать за нами. Что еще более беспокоит, так это то, что наши автомобили будут делать со всей личной информацией, которую они собирают о нас (кстати, с предстоящим автономным управлением постепенно все новые автомобили получат внутреннюю камеру для постоянного наблюдения за водителем).
Такие компании, как Tesla, признают, что рассматривают личную информацию о своих клиентах как основной источник дохода в будущем. Более традиционные производители заявляют, что не рассматривают эту информацию как товар. Но неудивительно, что тенденции рынка заставляют их задуматься.
Обе основные тенденции в настоящее время сводятся к снижению доходов автомобильных гигантов. Автопилоты и схемы совместного использования означают, что автомобили будут использоваться более эффективно, и, следовательно, нам потребуется их меньше. А электромобили с их гораздо более простым обслуживанием вряд ли потребуют послепродажного обслуживания, от которого сегодня исходит солидная часть прибыли производителей и дилеров.
Концепт BMW Vision Next. Баварцы обещают всегда оставлять за своими покупателями право выбора, запускать ли им собственное. Однако другие компании думают иначе
«Чтобы компенсировать это, отныне все автомобили, которые мы продаем, будут подключены к сети», — сказал в эфире Болгарии Эмилио Эррера, генеральный директор Kia Europe. «Это дает нам очень ценную информацию о клиентах, а также позволяет нам предлагать им множество различных услуг. Но сначала надо хорошо подготовиться. iTunes, например, сегодня взимает с вас 99 центов за случайную услугу. Мы не готовы к этому. Чтобы достичь этого, нам придется изменить как наше мышление, так и нашу инфраструктуру ».
НИКОГДА НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВАШУ МАШИНУ СНОВА? Большинство стратегов в автомобильной отрасли считают, что в ближайшем будущем — и в ближайшем будущем — люди перестанут покупать собственные автомобили. Причина ясна. городское население продолжает расти впечатляющими темпами, и к 2050 году оно увеличится еще на 2 миллиарда человек, так что города будут совершенно уже. Решение: арендуйте или поделитесь своими автомобилями. В настоящее время типичный горожанин использует машину только около 4% дня, поэтому в таких представлениях есть логика. Однако, по мнению других аналитиков, нет никакой уверенности в том, что с исчезновением частного автомобиля движение транспорта уменьшится. Может быть и наоборот: машин на улицах будет меньше, но они будут двигаться во много раз интенсивнее, чтобы ежедневно удовлетворять потребности десятков людей.
Главный дизайнер Peugeot Жиль Видаль не считает, что схемы совместного использования и аренды заменят традиционную покупку автомобиля — по крайней мере, в обозримом будущем.
Также остается вопрос о личной свободе и праве на неприкосновенность частной жизни. «Обмен и аренда определенно растут. Но я не верю, что они скоро станут доминирующей моделью », — прокомментировал Automedia.bg главный дизайнер Peugeot Жиль Видаль. «Здесь мы говорим о проблеме свободы передвижения. В этих схемах человек зависит от внешних служб и других людей и не так уж и свободен. Так что я не жду быстрого изменения мышления, по крайней мере, не для всех … ».
Однако изменение может быть принудительным. С ростом загрязнения экологические требования постоянно растут, что делает владение автомобилем все более дорогим. Сами автомобили дорожают с каждым годом из-за того, что они содержат все больше и больше новых технологий. Вполне возможно, что они достигнут стадии, когда обычный человек не сможет позволить себе покупать и содержать их, а только арендует их.
ВОДИТЬ ИЛИ БЫТЬ ВОЖДЕННЫМ. Даже если автомобили останутся доступными, нельзя быть уверенным, что ими можно будет управлять. Практически каждый производитель автомобилей обещает предложить полностью автономный автомобиль в ближайшие пять лет — это знаменитый уровень автономии 5, Mind off, в котором никто не участвует в управлении. Некоторые компании, такие как Mercedes-Benz, Honda, Volkswagen и BMW, настаивают на том, что они оставляют за водителем право выбирать, когда ехать, а когда ехать. Но другие уже работают над автомобилями, у которых даже нет руля. Еще один такой прототип Renault показал в начале мая в Париже. General Motors инвестирует миллиарды в будущую модель Cruise AV, также без ручного управления. Подобные проекты есть у Ford, Volvo, созданной Google компании Waymo, французской Navya и многих других. Три года назад глава Tesla Илон Маск предсказал, что в ближайшем будущем «люди могут запретить вождение, потому что это слишком опасно». Это вызвало такой гневный отклик, что Маск был вынужден сказать, что он против.
Полностью беспилотный автомобиль, буквально несколько дней назад представленный компанией Renault
Безопасность — главный аргумент в пользу автономных автомобилей. Согласно исследованию 2017 года, около 91% стихийных бедствий в ЕС являются результатом человеческой ошибки (в США этот процент составляет 94). Внедрение автопилотов устранит все несчастные случаи, связанные с отвлечением внимания, вождением в нетрезвом виде или просто потому, что кто-то чувствует необходимость притвориться мужчиной. По крайней мере, так говорят производители. Но, несмотря на этот несомненно убедительный аргумент, широкая публика не хочет позволять компьютеру управлять им. В прошлом году в Великобритании 68% респондентов не хотели иметь автономный автомобиль; По данным исследовательского центра Pew Research Center, в США 72% отвергнут автопилот, потому что не доверяют ему или просто потому, что хотят управлять им самостоятельно.
Кстати, скептицизм влияет не только на широкую публику. «Я думаю, что мир немного изменился вокруг этой возможности подключения и автономного вождения», — сказал Джерри Макговерн, главный дизайнер Land Rover, в интервью телеканалу Bulgaria ON AIR. «Кто-нибудь спрашивал клиентов, хотят ли они беспилотный автомобиль? Я серьезно. Мы не продаем потребительские товары. Мы продаем автомобили — вещи, к которым люди привязаны. И часть этой эмоциональной связи — возможность водить машину. Удовольствие исходит от вождение и ощущение связи с машиной. Если вы удалите это, вы удалите часть очарования ».
Алекс Рой, основатель Ассоциации вождения людей
РУЛЕВОЕ КОЛЕСО ВОЙНА. Опасения по поводу того, что готовится запрет на вождение, побудили Алекса Роя основать Ассоциацию вождения людей. Рой — яркая фигура: пилот ралли, писатель, предприниматель, телеведущий. Он прославился в 2006 году, когда ему удалось побить рекорд печально известного незаконного ралли Пушечного ядра, пересекшего Соединенные Штаты от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса за 31 час и 4 минуты (расстояние составляло 4506 километров — столько же, сколько от Софии до Дубая, а средняя скорость Роя была 144 км / ч).
Сегодня Рой борется против того, что он видит, как вводящие в заблуждение понятия автономного вождения, созданных производителями и средств массовой информации. Само слово «автономия», как он объяснил в интервью The New Yorker, означает свободу для человека — «свободу идти куда угодно и куда угодно или просто быстро перемещаться по стране без всякой разумной причины».
Автомобиль, на котором Рой участвовал в гонках в Гамболе, затем пересек Америку за 31 час.
Рой настаивает, чтобы автомобильные компании представляли свою нынешнюю технологию автопилота как более продвинутую, чем она есть на самом деле. Он также оспаривает утверждения, что эти системы безопаснее, чем вождение человека. Все исследования в этом направлении проводятся производителями на выбранных ими данных и условиях, считает Рой. Никто не дал понять, что автопилот безопаснее. А для других проблем, которые, как предполагается, решают автономные автомобили, есть гораздо более простые и гуманные решения. Чтобы справиться с заторами, властям просто необходимо инвестировать в качественный общественный транспорт и дороги; чтобы справиться с загрязнением, они могут полагаться на электричество.
Однако Алекс Рой не является фанатичным врагом новых технологий. Напротив, он является директором специальных проектов в Argo AI, компании, которая разрабатывает … автономные системы управления. Но он не видит в этом противоречия. «Они не утописты», — сказал Рой М. О’Коннору из New Yorker. «В компании полно людей, которые любят водить машину. Они рассматривают автоматизацию как способ расширить нашу свободу, а не отнять ее у нас». По мнению Роя, идеальный автомобиль будущего будет иметь автопилот для пробок и шоссе, ручное управление для дорог, где вождение доставляет удовольствие, и кнопку, которая может полностью отключиться от глобальной сети.
Политики хотят сказать, что страсть к автомобилям умирает, но они колоссально ошибаются, — говорит Арно Беллони, директор по маркетингу Citroen.
По данным Roy Association, самая большая угроза для вождения исходит не от производителей, а от политиков, которые могут попытаться ввести такой запрет независимо от отношения людей. Арно Беллони, директор по маркетингу французского Citroen, придерживается аналогичного мнения. «Я не думаю, что страсть к машине умерла. Политики пытаются объяснить нам, что у нее нет будущего. Но они ошибаются, они колоссально неправы», — сказал Беллони в интервью. «Я объясню почему. Автомобиль — это свобода. Вот почему у него всегда будет будущее. Будь то электрический, гибридный или бензиновый, это не имеет значения … Даже в далеком будущем, когда у нас будут полностью автономные автомобили, люди все равно они выберут тех, в которых они чувствуют себя лучше всего. Эмоции будут. Так что будущее светлое. Мы не должны его бояться».