SMM-маркетолог – востребованная и быстроразвивающаяся специальность, связанная с продвижением в социальных сетях, которые стали для рекламодателей одним из главных каналов взаимодействия с аудиторией.
Вместе с ростом затрат на интернет-маркетинг растет и спрос на специалистов в данной области. Разберем специфику профессии SMM-щика и расскажем, чем он занимается и сколько зарабатывает.
Профессия SMM-специалист
Слово «SMM-щик» сегодня на слуху, но не все понимают, чем он конкретно занимается. Это – не просто специалист в сфере интернет-маркетинга. SMM – узкая специализация, связанная с продвижением страниц рекламодателей в социальных сетях. Аббревиатура расшифровывается как «Social Media Marketing». Это – комплекс мероприятий по продвижению компании в социальных медиа и привлечению внимания аудитории к ее бренду с помощью социальных платформ.
Количество активных пользователей социальных сетей достигает примерно половины населения земного шара, и это диктует правила игры на этом поле для рекламодателей. Практически у каждой организации есть аккаунты на социальных площадках, и их нужно непрерывно вести и делать популярными, пополняя аудиторию подписчиков. Именно это и входит в компетенции SMM-щика.
Чем занимается SMM-специалист?
Для начала разберемся, с чем работает SMM-менеджер. Социальные медиа – это не только Одноклассники и ВКонтакте, но и площадки, которые используются:
- для общения (Facebook и др.);
- для отзывов и обзоров (в России популярны Отзовик и IRecommend);
- для коротких записей и заметок (Twitter, Tumblr);
- для обмена медиаконтентом (Instagram, YouTube);
- для обсуждений (Яндекс.Кью и др.);
- сервисы социальных закладок (в них пользователи собирают и хранят ссылки на контент по интересам и могут ими делиться с другими – например Pinterest).
В представленных медиа SMM-специалист продвигает бренд компании с учетом специфики площадки. Для разных социальных сетей используются разные инструменты продвижения. Вот основные из них:
- Создание и продвижение официальных сообществ компании.
- Ведение собственных информационных площадок. Создание и SEO-оптимизация блога компании, создание лидов, запись подкастов, интеграция сайта компании с социальными сетями, ведение видеоблога.
- Интерактивные мероприятия. Флешмобы и конкурсы в социальных сетях, интерактивные игры, опросы, акции, розыгрыши призов и т. д.
- Привлечение лидеров мнений. Совместные акции, проводимые с блогерами, совместное создание контента или трансляция деятельности компании через блогосферу.
- Вирусный маркетинг. Создание и распространение мемов, вирусного видео- и фотоконтента.
- Персональный брендинг. Продвижение профилей представителей организации в социальных сетях, ведение от их лица блогов, создание промоперсонажей.
- Общие инструменты. Таргетированная и медийная реклама, размещение баннеров.
В какой-то степени SMM-менеджер – это человек-оркестр, который должен обладать знаниями общего маркетинга, навыками контент-менеджера, таргетолога, дизайнера, копирайтера и пиарщика. Но SMM-щику необязательно применять все инструменты одновременно и продвигать бренд во всех социальных медиа. Обычно выбирается несколько площадок в соответствии со спецификой деятельности компании и ее целевой аудиторией.
Направления работы SMM-менеджера
Квалификация специалиста сильно зависит от уровня владения различными инструментами продвижения и опыта их использования. Для новичка достаточно уметь вести официальные сообщества, а вот профессионал должен разбираться во всех аспектах продвижения в соцсетях, которые можно разбить на несколько этапов:
1. Разработка стратегии
- Анализ информации. Специалист собирает данные о целевой аудитории, узнает о ее предпочтениях, потребностях, слабостях и т. д. Информация используется для выстраивания стратегии коммуникации с аудиторией, на основе которой формируется контент и определяется «tone of voice» бренда. Также SMM-щик проводит анализ конкурентов, чтобы выяснить, какой стратегии они придерживаются, каковы их преимущества и недостатки.
- Подготовка контент-плана. Собранная информация помогает сформировать контент-план. Он описывает порядок публикации постов в течение определенного периода. Обычно подробный план составляют на месяц, в нем прописываются тип и тематика контента, дата и время публикации. Сообщества пополняются контентом один или несколько раз в день. При таком частом постинге важно иметь четкий план, соответствующий коммуникационной стратегии.
2. Создание контента
- Тексты. Ключевая составляющая поста. От текстов в первую очередь зависит вовлеченность аудитории. Они должны быть интересными и полезными для потребителя, а также соответствовать «голосу» бренда. SMM-щик может писать тексты сам или работать в паре с копирайтером.
- Визуал и дополнение к текстам. Важно правильно оформлять посты. Специалист должен подбирать картинки, видео и аудио, соответствующие тематике контента. Визуал должен сочетаться с общим интерфейсом страницы и быть приятным глазу. Основная цель визуала та же, что у текста – он призван повышать вовлеченность подписчиков к публикациям, поэтому тоже должен соответствовать коммуникационной стратегии и отражать концепцию бренда. Иногда специалист самостоятельно отрисовывает картинки к постам. В крупных компаниях над этим отдельно работают графические дизайнеры.
3. Продвижение
- Таргетинг. Инструмент, помогающий настроить рекламу для определенной группы людей, попадающей в целевую аудиторию. Таргетированная реклама точечно показывает объявления кругу лиц, объединенному схожими характеристиками. Учитываются возраст, пол, национальность, место проживания, интересы, род деятельности и т. д.
- Посев контента. Дополнительный способ привлечения подписчиков. Часто компании выкупают рекламные места на площадках, где сидит их потенциальная целевая аудитория. Есть и другие инструменты посева, например, постинг в сообществах, где доступна свободная публикация материалов. Часто используется комментинг – от лица сообщества оставляются комментарии на сторонних ресурсах, призванные привлечь внимание аудитории к своей странице.
- Интеграция с блогерами. Специалист должен правильно выбирать инфлюенсеров и уметь с ними договариваться. Например, SMM-щик продвигает косметический бренд. В этом случае он мониторит бьюти-блогеров, выбирает из них нескольких для сотрудничества и договаривается, чтобы они рассказали своей аудитории о продукции данной компании.
- Партнерские площадки. Договоренность с другими сообществами о сотрудничестве и взаимном пиаре. Обычно отбираются партнерские площадки со схожей тематикой контента и приблизительно одинаковым количеством подписчиков.
- Вирусный контент. SMM-щик должен уметь создавать контент, которым хочется делиться. За счет его добровольного размещения пользователями о сообществе узнает большее количество людей, и растет число подписчиков. К вирусному контенту относятся мемы, флешмобы в социальных сетях и видео, набирающие большее количество просмотров.
4. Интерактив
- Общение с аудиторией. Обратная связь важна для аудитории, поэтому SMM-щик должен оперативно отвечать на комментарии и вопросы, задаваемые подписчиками, а также участвовать в общих обсуждениях на странице.
- Обработка комментариев. Любая информация, оставляемая пользователями на странице сообщества, проходит модерацию. Специалист должен своевременно ее отслеживать и чистить паблик от спама и материалов, оскорбляющих других пользователей. Иногда приходится применять негативные санкции и блокировать членов сообщества, распространяющих материалы, которые негативно сказываются на имидже странички и компании.
- Устранение негатива и сдерживание информационных атак. Администратор сообщества должен вежливо отвечать на негативные комментарии и помогать пользователям решить их проблемы. Бывает, что члены сообщества размещают о компании ложную негативную информацию, связанную с плохой информированностью о ее деятельности, и в этом случае задача SMM-щика – объясниться с аудиторией и предъявить доказательства, опровергающие информацию.
5. Аналитика
- Анализ вовлеченности аудитории. В первые несколько недель ведения сообщества менеджер анализирует активность аудитории: изменение количества подписчиков, комментарии, лайки, репосты — и при необходимости корректирует контент-план или позиционирование компании в сообществе.
- Оценка эффективности продвижения. Анализируется эффективность рекламных кампаний на разных площадках на основе ключевых показателей. По итогу корректируется план продвижения и отбираются наиболее эффективные каналы.
- Составление отчета. На основе полученных данных специалист формирует отчет, демонстрирующий динамику вовлеченности пользователей, итоги рекламных кампаний и затраченный бюджет. Так работодатель видит результаты работы SMM-щика.
Плюсы и минусы работы SMM-щиком
Плюсы
- Востребованная специальность. Спрос на SMM-специалистов каждый день растет.
- Достойная зарплата в перспективе.
- Интересная и творческая работа.
- Есть возможность перехода в смежные профессии: таргетолог, копирайтер, контент-менеджер. И наоборот – в профессию можно прийти с опытом работы в смежной деятельности.
- Низкий порог входа в профессию. Она не требует высшего образования. Можно пройти курсы или даже обучиться самостоятельно.
- Возможность работать удаленно и самостоятельно выстраивать рабочий график.
- Возможность быстро видеть результаты работы.
Минусы
- Работодатели предъявляют разные требования к SMM-специалистам, а зарплата сильно разнится вне зависимости от опыта работы.
- Результат работы не всегда зависит от менеджера. На эффективность продвижения влияют информационные атаки и деятельность конкурентов.
Сколько зарабатывают SMM-специалисты?
Зарплата на рынке колеблется и зависит от региона, опыта работы менеджера, его портфолио, пула навыков, а также от отрасли компании-нанимателя. Ниже приведены усредненные данные по зарплатам SMM- специалистов в Москве в 2020 году.
За последний квартал зарплаты SMM-маркетологов выросли:
- Уровень «Junior» соответствует начинающему специалисту без опыта работы. На октябрь 2020 года средний доход на этой позиции составляет около 49 000 ₽.
- «Middle» — это специалисты с опытом работы от 1 года. Они получают примерно 78 000 ₽.
- «Senior» — старший менеджер с опытом работы от 3 лет. Он может претендовать на зарплату до 115 000 ₽.
SMM — профессия будущего
Наверное, после прочтения статьи у вас не осталось сомнений в том, что SMM-специалист – перспективная профессия. Возможно, в будущем она модернизируется под влиянием новых digital-тенденций. И это только плюс, ведь SMM-менеджер всегда должен быть в курсе последних рекламных технологий и трендов. Разнообразие выполняемых задач делает специалиста гибким и дает возможность быстро перестроиться под смежную профессию.
Количество пользователей социальных сетей стремительно растет год за годом. Кроме того, постоянно появляются новые площадки. Например, ещё год назад никому не известный ТикТок в 2020 году стал трендом.
Активная деятельность в социальных сетях давно стала необходимостью для всех компаний. А значит, востребованность профессии будет только расти.