Главная » Без рубрики » Чем является автозвук?
Опубликовано: 14.04.2021

Чем является автозвук?

История автомобильного звука (или автозвука) начинается с 30-х годов прошлого столетия. Именно тогда появился первый радиоприемник в автомобиле, а в конце 60-х американец Эрл Мюнц изобрел первый автомобильный магнитофон.

Для части автолюбителей звук в машине — лишь приятная опция, равносильная подогреву сидений или кондиционеру, — без которой, в принципе, прожить возможно, но не так комфортно. Есть и другая, более многочисленная группа людей, которые любят музыку и неравнодушны к качественному ее воспроизведению. Есть и те, кто проводит в машине больше времени, чем дома, поэтому проблема качественного воспроизведения музыки встает для них людей особенно остро.

Автомобильный звук включает в себя: головное устройство, акустическую систему, усилитель и провода. При отсутствии правильного подхода к любому из этих составляющих аудиосистема никогда не будет дарить эмоции и радовать слух. Поговорим подробнее о компонентах, которые входят в состав автомобильного звука.

Головное устройство («магнитола», «голова», «ГУ») — главный компонент аудиосистемы, в котором «начинается» звук, но здесь же он в большинстве автомобилей и заканчивается. Причина тому — очень низкое качество штатных аудиосистем (устанавливаются в новые автомобили), ведь в конкурентной борьбе важна каждая скинутая тысяча цены автомобиля. Производители пытаются экономить на всем, и в первую очередь на аудиосистеме!

Без обмана можно сказать, что «потолок» уровня аудиосистемы задает именно головное устройство, ведь именно в нем и происходит преобразование цифровых данных с компакт-диска или другого носителя (флешки) в аналоговый вид, с которым будут работать остальные компоненты системы. Поэтому к выбору головного устройства следует относиться с особой серьезностью.

Акустическая система («динамики», «колонки») отвечает за преобразование звука из электричества в звуковые волны. Все динамики делятся на три вида: высокочастотный («твитер» или «пищалка»), среднечастотный («середина», «мидрейндж») и низкочастотный («мидбас»). Благодаря своим конструктивным особенностям, применяемым материалам и электромеханическим характеристикам, каждый вид динамиков вносит свой неповторимый «почерк» в итоговое звучание системы. Поэтому выбор акустики — это очень тонкий и творческий процесс, основанный в основном на музыкальных предпочтениях клиента и, конечно же, финансовых возможностях. Разновидностью низкочастотного димнамика является сабвуфер («басовик»). Он отличается тем, что предназначен для воспроизведения более низких звуковых частот (обычно 20-150 Гц). В зависимости от предпочтений клиента бас в машине может быть от академичного до ураганного (когда машину слышно за квартал).

Усилитель обеспечивает выходного сигнала головного устройства. И чем меньше искажений внесено при усилении, тем более правильный сигнал дойдет до акустики и тем естественнее и приятнее будет звук. Важный параметр усилителя — его мощность. Помимо этого, важны и другие его технические характеристики: полоса воспроизводимых частот, гармонические искажения, отношение сигнал/шум и т.д. Все эти параметры важно учитывать при подборе усилителя.

Провода, как это ни странно, не менее важный элемент аудиосистемы, чем все остальные. Звучание любой дорогой аудиотехники может быть попросту «загублено» применением дешевых или «подручных» соединителей. Акустические (для акустики) и межблочные (между ГУ и усилителем) кабели отвечают за точность и детальность безошибочной передачи аудиосигнала между компонентами, а также за отсутствие паразитных «наводок» от автомобильной электрики.

Итак, выбор компонентов завершен. Наступает второй сложный этап — установка, — который лучше доверить профессионалам. Дело в том, что салон автомобиля далеко не самое лучшее место для воспроизведения музыки, своей геометрией, обилием различных материалов отделки и, наконец, размером. Чтобы акустика смогла раскрыть весь свой потенциал, необходима тщательная подготовка автомобиля. Задача профессионального установщика («инсталлятора») — обеспечить динамикам максимально комфортные условия и минимизировать влияние салона автомобиля, для получения наилучшего результата. Сюда можно отнести вибро- и шумоизоляцию салона автомобиля, изготовление различных подиумов или корпусов для сабвуферов.

После того, как все установлено на свои места, к работе подключается настройщик. Настройка, если не вдаваться в подробности, — это согласование различных компонентов между собой для получения ровного тонального и спектрального баланса, оптимальных режимов работы аппаратуры, и, самое главное, индивидуальная подстройка звучания системы под вкусовые предпочтения клиента. Настройка в зависимости от сложности аудиосистемы, может занимать от нескольких минут до нескольких дней.

Вот из чего строится автомобильный звук. Дальнейший выбор уже за вами, ведь качественный звук в автомобиле — реальность, которая вносит много удовольствия и радости в каждодневную рутину на дороге.

Автозвук — что это такое и как не ошибиться в выборе акустики

Большинство автолюбителей не озадачивается модернизацией штатной автомобильной аудиосистемы, но машину без магнитолы посчитают ущербной практически все водители. Длительную поездку, автомобильное путешествие трудно представить себе без прослушивания информации по радио, любимых песен, музыкальных новинок. В этом нам помогает автозвук.

Начавшись с установки первых примитивных радиоприемников, улучшение автомобильного звука продолжается непрерывно, развиваясь вместе с акустической промышленностью. В автотюнинге апгрейд аудиосистем стал отдельным разделом, не менее важным, чем модернизация салона, аэродинамического обвеса, чип-тюнинг двигателей. По тюнингу автозвука проводятся специальные международные чемпионаты.

Компоненты развернутой звуковой автомобильной системы

Стандартная система автозвука (аудиоподготовка) предусмотрена в базовой комплектации даже самых дешевых моделей. В простейшем варианте в салоне автомобиля оборудуется место под магнитолу, прокладывается кабельная система, устанавливаются динамики в передних дверях. Более продвинутые комплектации включают установку магнитолы, четырех динамиков. В дорогих машинах автопроизводители устанавливают медиасистемы, включающие качественный проигрыватель, CD-чейнджер, ресивер, восемь динамиков.

Такого набора достаточно для среднестатистического водителя, слушающего в дороге музыку, новости в фоновом режиме, не мешающем сосредоточиться на дороге. Требовательность меломанов, привыкших к высокому качеству музыкального звучания, порождает необходимость в дополнении штатной аудиосистемы дополнительными устройствами. В комплекс развернутой звуковой автомобильной системы входят такие компоненты как качественное головное устройство, специализированные диффузоры (включая сабвуфер), усилитель, звуковой процессор. Их установка осложняется ограниченным пространством автомобильного салона, акустическими особенностями маленького замкнутого объема, необходимостью дополнительной шумоизоляции.

Принципы модернизации автомобильной акустики

Снижая себестоимость бюджетного автомобиля, автопроизводители не заинтересованы в установке дорогих аудиосистем. Качественный автозвук устанавливают только в топовых комплектациях дорогих иномарок, для которых заказываются эксклюзивные радиотехнические изделия.

Обычный процесс апгрейда штатной аудиосистемы начинается с неудовлетворенности владельца машины одним из звуковых компонентов. Это может быть отсутствие в магнитоле CD-проигрывателя, малая мощность воспроизведения, хрипы динамиков. Заменив один из компонентов, начинающий тюнингист обнаруживает необходимость модернизации следующего. Улучшив качество динамиков, владелец автомобиля видит несовершенство головного устройства.

Следующими этапами тюнинга становятся покупка усилителя, сабвуфера. Их установка тянет за собой прокладку кабелей, переоборудование багажника, салона.

Процесс усовершенствования, построенный на таком принципе, может стать бесконечным. Опытные энтузиасты тюнинга автозвука, задумав модернизацию, меняют одновременно все компоненты аудиосистемы.

Такой принцип дает возможность сбалансировать систему по техническим характеристикам, качеству звука, но связан с финансовыми вложениями, которые нельзя растянуть на несколько лет.

Критерии выбора автозвука

Мощность акустической системы, которую начинающие тюнингисты считают главным критерием, у меломанов не выступает главной характеристикой. Напротив, устанавливая мощный усилитель, вы столкнетесь с увеличением дефектов звучания заводских динамиков. Увеличатся звуковые помехи, посторонние шумы, трески от электромагнитных наводок.

Опытные автовладельцы считают основными критериями выбора автозвука качество, сбалансированность, стоимость передающей, излучающей, усиливающей аппаратуры. Качественные, сбалансированные аудиосистемы отлично звучат на максимальной и минимальной громкости. Звуковые качества передаваемого сигнала зависят от коэффициентов искажения (гармонических и интермодуляционных), воспроизведение связано с диапазоном частот. При определении целей звукового тюнинга нельзя не учитывать стоимость аппаратуры, которая линейно увеличивается при повышении качества.

Установка дополнительных устройств связана с габаритами салона. В микролитражке достаточно трудно найти место для установки громоздкого сабвуфера, массивного усилителя. Монтаж этой аппаратуры в небольшом багажнике усложнит эксплуатацию машины, установив устройства за пассажирскими сиденьями, вы ограничите задний обзор. Выбирая дорогую аппаратуру, учтите, что хорошее звучание в автомастерской неминуемо ухудшится в движении, если не модернизировать шумоизоляцию бюджетной модели.

Производители компонентов акустических систем в различных ценовых сегментах

Производители акустических систем выпускают тысячи устройств для автотюнинга. Разобраться в преимуществах, недостатках конкретных моделей начинающему автолюбителю сложно. Начиная работу с замены головного устройства (магнитолы), обратите внимание на бренды Pioneer, Kenwood, Mydean, Phantom, Alpine. Такие аппараты оборудованы многодиапазонным ресивером (радиоприемником), поддерживают основные форматы воспроизведения музыки (MP3, AAC, WMA, WAV, FLAC), могут работать от носителей с разъемом USB, планшетов, смартфонов. Цены на достаточно качественные головные устройства начинаются от $100 — 120.

Важными качествами дорогих головных устройств становятся не только звуковые параметры, но и русскоязычное меню интерфейса, цветной сенсорный дисплей, DVD-проигрыватель. Стоят такие головные устройства от производителей Nakamichi, McIntosh, Denon не менее $400 -500.

Если встроенное головное устройство (связанное с электроникой автомобиля) заменить нельзя, нужно к штатным линейным выходам подключить совместимый усилитель и звуковой процессор, построить новую звуковую схему. Такая работа трудна для самостоятельного исполнения.

При подборе усилителя мощность не должна быть главным критерием. В небольшом салоне не нужно усиление с показателями выходной мощности в 1000 ватт. Основными качествами усилителя становятся естественность музыкального звучания, передача всех обертонов, точная балансировка сигнала по мощности, настройка высоких и низких частот.

Недорогие модели усилителей производят все известные производители. Чтобы купить стандартный двухканальный усилитель, можно обратить внимание на бренды Blaupunkt, Calcell, JVC, Mystery, Pioneer. Малогабаритные усилители с достаточной мощностью (300 – 700 ватт), приемлемым диапазоном частот (10 – 75000 Гц) стоят $55 — $90. Они оборудованы необходимыми дополнительными устройствами – фильтрами частот, кроссоверами, предохранителями.

Недорогой усилитель позволит построить фронтальную акустическую схему с боковыми (коаксиальными или компонентными динамиками), низкочастотной тыловой акустикой. Но для таких аудиосистем характерно недостаточное звучание басового частотного диапазона.

Качественные усилители брендов Mosconi, JBL, Supra, Genesis, Audison стоят гораздо дороже, $1400 — $12000. Такая аппаратура позволяет построить полноценный автозвук (с использованием трехполосных схем, сабвуферов), сбалансировать низкие и высокие частоты, отстроить аудиосистему для качественного тихого звука.

Для модернизации воспроизводящей аппаратуры понадобится покупка динамиков. Для реализации простых вариантов достаточно установки недорогих коаксиальных динамиков, в которых высокочастотные и широкополосные диффузоры объединены. Многокомпонентные динамики стоят дороже, для построения двухкомпонентной акустики потребуется приобрести по паре твиттеров («пищалок»), мидбасов (совмещающих НЧ/СЧ), пассивных двухполосных кроссоверов.

Для построения трехкомпонентной акустики понадобятся еще два мидренжа (передают середину диапазона), двухполосные кроссоверы заменяют на трехполосные. В производстве недорогих компонентных динамиков можно отметить бренды Challenger, Kicker, Audison, Polk Audio, Alpine, которые продают аппаратуру за $70 — $200.

Критерии для выбора динамиков в машину

Выбирая компонентные динамики, обратите внимание на важные особенности: • максимальную мощность (достаточно 300 Вт); • комплектацию внешним кроссовером; • шелковый купол пищалок; • алюминиевый диффузор; • габариты; • мощность магнитов; • удобство монтажных отверстий; • прочность защитных решеток; • возможность настройки;

• поворотную конструкцию твиттера.

При выборе сабвуфера стоит задуматься о дополнительном усилителе. Для построения компактной звуковой схемы достаточно покупки недорого активного сабвуфера небольших размеров, который можно установить под задним пассажирским сиденьем. Бюджетные модели брендов Pioneer, Mystery, JBL стоят около $100. Качественные сабвуферы дополнены встроенными усилителями (до 150 Вт), двухобъемными фазоинверторными ящиками, пультами дистанционного управления.

Для организации полноценной акустики эксперты считают лучшим вариантом установку пассивных сабвуферов с отдельным усилением. Для любителей глубоких басов применяют коробки «bandpass», шестигранные корпуса, пару двенадцатидюймовых динамиков. Обязательна точная настройка баланса с остальными компонентами. Модели Hertz, JL Audio продаются за $1300 — $2000.

Практическая модернизация аудиосистем

Монтажные работы при апгрейде автозвука кажутся простыми только умозрительно. Для установки новых устройств не достаточно уметь подключать разъемы и закручивать винты. При модернизации акустических систем самодеятельный тюнингист должен разбираться в радиотехнике (для настройки аппаратуры), обладать навыками электромонтажника, автослесаря.

При тюнинге автозвука может потребоваться демонтаж дверных панелей, частичная разборка салона («торпедо», дверных панелей), конструирование дополнительных полок, подиумов под динамики. При установке динамиков, сабвуфера нужно развести кабеля (питания, межблочной проводки), экранировать их или проложить под обшивкой потолка.

При установке усилителя, звукового процессора необходимо оборудовать установочные места, прорезать монтажные отверстия в деталях салона, установить предохранители, дополнительные кнопки включения, смонтировать разветвители. Не чувствуя уверенности в своей квалификации вы рискуете купить аппаратуру, разобрать салон, но не суметь провести грамотный монтаж. Избежать бессмысленных трат поможет обращение к опытным специалистам.

 

---

Уважаемый исполнитель!

Пожалуста, оцените качество данного исходника. Плохие тексты мы доработаем или полностью уберем из списка источников.

Хорошо   Нормально   Плохо   Очень ужасно


d9fa9010

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*