Профессия бухгалтер является одной из самых востребованных и распространенных профессий на рынке труда. На любом предприятии не зависимо от того крупное оно или маленькое, государственное или коммерческое, торговое или оказывает какие-либо услуги, на любом предприятии есть бухгалтер или отдел бухгалтерии. Почему данная профессия так необходима и востребована? Чем занимается бухгалтер и что скрывается за понятиями бухгалтерия, бухгалтерский учет, баланс и отчетность? Давайте разберемся в этом.
Для того, чтобы выяснить смысл и значение интересующих нас терминов и оценить их роль в работе бухгалтера, для начала мы обратимся к определению профессии бухгалтера и выясним его основные задачи. Это поможет нам выявить логическую цепочку и взаимосвязь между бухгалтерией, бухгалтерским учетом, балансом, отчетностью и профессией бухгалтера. Бухгалтер — специалист в области бухгалтерии, работающий по системе учёта в соответствии с действующим законодательством. Его задачи — вовремя и правильно заплатить налоги и отчитаться перед государственными органами, клиентами и партнёрами компании, следить за состоянием счета предприятия и сводить баланс к единому показателю. Отсюда следует, что бухгалтерия является некой системой и сводом указаний в работе бухгалтера. А бухгалтерский учет, баланс и отчетность – это непосредственная работа бухгалтера. Теперь обратимся к общепризнанным определениям интересующих нас терминов для того, чтобы четко уяснить для себя их роль и значение.
Бухгалтерия и бухгалтерский учет
Бухгалтерия — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательств организации и их изменениях (движении денежных средств) путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций. Другими словами, данный вид учёта должен непрерывно во времени охватывать все объекты бухгалтерского учёта.
Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
Основные задачи бухгалтерского учёта:
- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и её имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчётности,
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчётности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами,
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения её финансовой устойчивости.
Задачи бухгалтерского учета (отражение в учёте хозяйственной деятельности) решаются посредством использования различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета, который включает в себя следующие основные элементы:
- документирование
- оценка
- система бухгалтерских счетов
- двойная запись
- инвентаризация
- калькулирование
- составление баланса и отчётности
Для решения основных задач и ведения бухгалтерского учета, бухгалтеру необходимо составлять бухгалтерский баланс и бухгалтерскую отчетность. Теперь когда мы с Вами осветили термины бухгалтерия и бухгалтерский учет, давайте подробно познакомимся с понятиями баланса и отчетности.
Бухгалтерский баланс и отчетность
Бухгалтерский баланс — способ группировки активов и пассивов организации в денежном выражении, призванный характеризовать её финансовое положение на определённую дату, элемент бухгалтерской отчетности. Разбираясь с определением бухгалтерского баланса, мы с Вами обнаружили новые для нас термины: активы и пассивы.
Актив — часть бухгалтерского баланса (левая сторона), отражающая состав и стоимость имущества организации на определённую дату. Совокупность имущественных прав: материальных ценностей, денежных средств, долговых требований и др., принадлежащих юридическому лицу.
Пассив (от лат. — недеятельный) — противоположная активу часть бухгалтерского баланса (правая сторона), — совокупность всех обязательств (источников формирования средств) предприятия.
Бухгалтерский баланс имеет форму двусторонней таблицы: одна сторона — активы, то есть требования и вложения, вторая — пассивы, то есть обязательства и капитал.
Основное свойство отчёта в том, что суммарные активы всегда равны суммарным пассивам. Это обусловлено тем, что при отражении операций на счетах в балансе соблюдается принцип двойной записи.
Бухгалтерская отчётность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учёта по установленным формам.
В разных странах приняты разные системы бухгалтерской отчетности. В Российской Федерации бухгалтерская отчётность регламентируется законом о бухгалтерском учете и Положениями о бухгалтерском учёте (РПБУ), которые разрабатываются Минфином РФ, а так же отдельными статьями налогового кодекса.
Итак, мы с Вами выявили и разобрались с интересующими нас понятиями и внесли некую ясность в понимание задач и обязанностей бухгалтера. Этого вполне достаточно, чтобы понять значимость и необходимость специалистов и профессионалов данной профессии. Выполнение этой работы требует профессионализма и определенного опыта. Для того, что бы овладеть профессией бухгалтера необходимо знать теорию бухгалтерского учкта — теоретические, методологические и практические основы его организации. Большее значение имеет понимание функций бухгалтерского учета — контрольной, информационной и аналитической. Для достижения успеха в профессии бухгалтера требуется так же овладение методами бухгалтерского учета.