Финансовое планирование и финансовое прогнозирование обозначают разные по смыслу понятия и представляют собой разные технологии в исполнении.
В широком смысле план — это система целевых показателей развития и функционирования объекта, включая этапы, способы достижения и распределение ресурсов, а прогноз — это предсказание о развитии и исходе событий или явлений на основе имеющихся данных.
Менеджмент предприятия может планировать только те параметры и показатели, которые от него зависят и которыми он может управлять: как правило, большую часть расходов и меньшую часть доходов.
Все, что касается развития и подвержено риску, является прогнозированием, то есть инструментом научного предвидения и вариантного анализа. К зоне развития и зоне риска относится большая часть доходов предприятия, его зависимость от баланса спроса и предложения, от действий конкурентов, экономического развития региона, влияния государства и многих других факторов.
В классической технологии финансового планирования в качестве базы для планирования будущей деятельности предприятия используется плановый объем продаж, а затем под него составляются остальные параметры. Это означает, что сам способ планирования изначально предполагает высокий риск исполнения всех планов и бюджетов предприятия. Нереализованные планы приводят к потерям и убыткам, а приобретенные активы становятся бременем для предприятия. Знание и использование методов прогнозирования и учет всех существенных факторов позволяет сделать планы более точными и снизить риски.
Методы финансового прогнозирования делятся на экспертные и статистические. Обязательно нужно использовать и те, и другие. Сравнивая и анализируя полученные результаты, можно сделать достаточно точный прогноз. В качестве экспертов следует привлекать и внутренние источники — сотрудников предприятия, и внешние источники — отраслевые обзоры, исследования инвестиционных компаний, маркетинговых компаний, консалтинговых компаний, клиентов и поставщиков компании. Статистические методы позволяют проанализировать динамику прошлых периодов и скорректировать, при необходимости, полученные экспертные прогнозы.
Финансовое прогнозирование предприятия не должно ограничиваться одним вариантом развития. Нужно составить несколько сценариев, каждый со своими параметрами доходов и расходов, и выбрать наиболее приемлемый.
Как написано выше, расходы в основном контролируемы менеджментом организации. Следовательно, переходя от финансового прогнозирования к финансовому планированию, необходимо задать целевые показатели, характеризующие способы достижения прогнозируемых доходов и необходимые ресурсы.
Финансовое планирование является составной частью бизнес-планирования предприятия.
Финансовое планирование включает следующие этапы:
- Стратегическое планирование — видение, каким предприятие хочет стать через несколько лет
- Тактическое планирование — динамика ключевых показателей, характеризующих плановое движение к намеченной цели
- Бюджетирование — разработка бюджетов, закрепление ответственности, фиксация контрольных сроков.