Главная » Без рубрики » Интересные факты о русском театре
Опубликовано: 13.04.2021

Интересные факты о русском театре

Интересные факты из истории русского театра
  • Актёрские действа известны на Руси издавна. Сначала они были связаны с религиозными празднествами или с языческими обрядами. Читать дальше История театра в России.
  • С XI столетия известны русские средневековые актёры скоморохи. Среди них были музыканты, певцы, танцоры, шутники, дрессировщики диких животных (в первую очередь медведей). Скоморохи строили на городских площадях легкие постройки для своего жилья и приема посетителей-зрителей — балаганы. Под балаганные представления выделялись точно установленные сроки — как правило, масленичные и пасхальные гуляния, торговые ярмарки и т. п.
  • Сюжеты и шутки балаганных выступлений были грубыми, в основном с «физиологическим уклоном» — это были представления для народа, и темы выбирались понятные для самых низких слоёв общества. Поэтому само слово «балаган» со временем приобрело презрительный оттенок и стало значить шумное сборище многих людей с дурным вкусом.
  • Позднее принципиальное отношение к балагану, как и ко всему народному театру, было коренным образом пересмотрено.
  • Планы по созданию придворного театра впервые появились у царя Михаила Фёдоровича в 1643 г. в период подготовки свадьбы царевны Ирины и датского принца Вальдемара.
  • В 1644 году в Псков прибыла труппа комедиантов из Страсбурга. Они прожили в городе около месяца, после чего по неизвестной причине их выслали из России.
  • Открытие долгожданного театра и первое представление прошло 17 октября 1672 года в селе Преображенское. Назывался спектакль «Артаксерксово действо». На этом важном событии присутствовали сам царь и все его ближние бояре. Царь сидел в кресле, царица с детьми смотрела «сквозь решетку или, вернее, сквозь щели особого, досками отгороженного помещения», присутствовавшие вельможи стояли. Представление длилось десять часов, но царь досмотрел всё до конца и остался очень доволен. Драматург и постановщик Иоганн Грегори получил гонорар — «40 соболей во 100 рублев, да пару в 8 рублев», а артистам после представления царь «каждому в глаза поглядел».
  • Первый царский театр в России просуществовал с 1672 года до 1676 года.
  • Тогда же появились домашние театры и у знатных бояр.
  • Домашние театры способствовали появлению на сцене женщин (уже в теремах царевны Софии).
  • Театральное дело при высочайшем дворе, заглохшее с кончиной Алексея Михайловича, было возобновлено Петром I. Он обратил театр из придворного в народный, для всех «охотных смотрельщиков». Театр был переведён из царских хором на Красную площадь, где была воздвигнута была особая «комедийная храмина».
  • В XIX веке приветствовалась и продолжалась деятельность иностранных гастролеров, многие из которых оставались в России навсегда, становясь подданными Российской империи.
  • Наряду с иностранными труппами профессиональных артистов и музыкантов образовался театр в Шляхетском корпусе, где в 1749 году впервые поставлена была первая трагедия Сумарокова «Хорев», а в Ярославле организовался первый русский профессиональный театр Фёдора Волкова.
  • В 1752 году по требованию Елизаветы Петровны труппа Волкова прибыла в Петербург, где представила для государыни мистерию св. Димитрия Ростовского. Вскоре труппа вошла в состав образовавшихся по повелению императрицы Императорских театров.
  • Особое положение среди русских театров занимали Императорские театры, находившиеся в ведении министерства Двора, а также правительственные театры в Варшаве. Начало Императорским театрам, как и официальному существованию театра в России вообще, положено 30 августа 1756 года, когда императрица Елизавета Петровна издала указ об учреждении в Санкт-Петербурге Российского театра, поручив управление театра Сумарокову. Впоследствии в состав придворного театра, кроме русской драматической труппы, вошли балет, камерная и бальная музыка, итальянская опера, французская и немецкая труппы.
  • В Москве русское сценическое искусство началось в 1756 году с открытия театра при Московском университете, который возглавил М. М. Херасков.
  • В 1766 году был издан «Стат всем принадлежащим к театру людям».
  • Наряду с развитием императорских (государевых) театров при Екатерине II значительно увеличивалось количество дворовых крепостных театров в помещичьих усадьбах. При Екатерине II славились театры Румянцева, Волконского; у графа Шереметева было четыре театра (в Петербурге, Москве и имениях Кусково и Останкино).
  • Первой в истории русской драматургии социально-политической комедией стала пьеса Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль», где автор откровенно насмехался над своими персонажами, типичными представителями разных социальных слоев XVIII столетия в России: государственными чинами, дворянами, барами-крепостниками, самозваными модными учителями.
  • В начале XIX века, в 1803 году при Александре I в императорских театрах впервые произошло разделение на драматическую и музыкальную труппы, музыкальная в свою очередь разделилась на оперную и балетную.
  • Первым русским театральным историографом стал Пимен Николаевич Арапов, подготовивший к изданию энциклопедическую «Летопись русского театра» (СПб., 1861), куда вошла вся история русского театра от 1673 до 26 ноября 1825 года.
  • Наряду с развитием императорских театров в XIX веке широкое распространение получили частные театры. Руководили ими, как правило, профессиональные актёры и режиссёры, получившие образование в театральных училищах, входящих в систему императорских театров, но ищущие свой путь в искусстве, ушедшие от казенного направления императорских театров.
  • В XVIII веке появились солдатские театры, они существовали в крупных гарнизонах. Спектакли ставились для офицеров, по указанию начальства. Спектакли солдатских театров посещали нижние воинские чины, мещане, небогатые купцы, разночинцы, крестьяне.
  • В Москве первый частный театр для широкой публики удалось организовать Артистическому кружку в 1868 году.
  • Из московских частных музыкальных театров конца XIX — начала XX веков были популярны опера Саввы Мамонтова и оперный театр Сергея Ивановича Зимина, а также драматические частные театры Корша, Соловцова и др.
  • В предреволюционные годы появились МХТ Станиславского и Немировича-Данченко, Камерный театр Таирова, в 1901 году в Петербурге открылся «Новый театр» под руководством Л. Б. Яворской, просуществовавший несколько лет; в Петербурге работал Евреинов — все они представляли новые театральные явления, не вписывающиеся в ставшие тесными рамки императорских театров.
  • После революции все театры — императорские и частные — были объявлены государственной собственностью.
  • В 1930-е годы обращение к иностранным современным авторам в драматических театрах было запрещено. Исключения рассматривались отдельно на самом высоком уровне, так, Камерный театр Таирова поставил в 1930 году поставил пьесу Брехта «Трёхгрошовая опера». Послевоенное постановление от 26 августа 1946 г. «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» закрепило это положение.
  • В 1963 году в Москве, в районе Измайлово, появился Театр мимики и жеста, преобразованный из студии, первый в мире стационарный театр для глухонемых.
  • 21 ноября 1965 года торжественно открылся Московский государственный академический детский музыкальный театр под руководством Наталии Ильиничны Сац.
  • По открытым данным официального сайта Министерства культуры России на 31 декабря 2017 года в России зарегистрировано более 600 театров.

И еще несколько забавных фактов

  • В XIX веке актрисы отказывались играть Софью в «Горе от ума» со словами: «Я порядочная женщина и в порнографических сценах не играю!». Такой сценой они считали ночную беседу с Молчалиным, который ещё не был мужем героини.
  • На одном из одесских кладбищ есть могила актёра М.Н. Митрофанова с надписью на плите: «Много раз мне случалось играть покойников, но никогда я не играл их столь мастерски».
  • Выражение «шут гороховый» придумано было на Руси, где прототипом скоморохов были римские паяцы. Их обязательным атрибутом служила погремушка, сделанная из бычьего пузыря, внутрь которой засыпался сушеный горох. Во время представлений в средневековом театре такими «игрушками» актеры били других актеров и даже зрителей. В русской интерпретации образ шута немного видоизменился, дополнившись гороховой соломой, венчавшей голову весельчаков.
  • Самая необычайная символика театра – это часы на фасадной части театра кукол, имени Образцова в Москве. Каждые 60 минут двери возле циферблата отрываются и под мелодию «Во саду ли, в огороде» можно увидеть 12 животных.

---

Уважаемый исполнитель!

Пожалуста, оцените качество данного исходника. Плохие тексты мы доработаем или полностью уберем из списка источников.

Хорошо   Нормально   Плохо   Очень ужасно


d9fa9010

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*