Главная » Без рубрики » История европейского театра
Опубликовано: 13.04.2021

История европейского театра

«Театр – целый мир, отдельный, самостоятельный, со своими понятиями, своими законами, своими правилами и своею природою» – это высказывание одного из русских театральных деятелей XIX века Ф, Кони можно отнести ко всем эпохам развития театральной культуры.

Возникнув, театр стал играть важную роль в общественной и политической жизни древних народов. Недаром в Древней Греции все важные вопросы обсуждались не только в народном собрании, но и в театре. В дни празднеств вся официальная жизнь города прекращалась. Граждане с семьями, домашними рабами, одетые в праздничные одежды, с венками на головах направлялись в театр, чтобы с раннего утра и до позднего вечера наблюдать театральное действо. Драматические представления в Древней Греции проходили как состязания драматургов. Эти «театральные споры» проводились обычно три раза в год на праздниках в честь Диониса (именно на Дионисиях весной 534 года до н. э. была впервые поставлена трагедия поэта Феспида, этот год и считают датой рождения театра), длились они три дня. Каждый день с утра играли театралогию одного драматурга, а под вечер исполняли комедию. Победившие драматурги получали щедрое денежное вознаграждение и венок из плюща. Пристрастные зрители выражали свои чувства прямо во время действия либо аплодисментами и возгласами одобрения, либо свистом и топотом ног. Театр постепенно стал неотъемлемой частью жизни древних греков.

Когда классический период истории Греции был позади, в другом могущественном государстве – Древнем Риме – театр только начинал свое развитие. Впервые римляне увидели театральное представление, устроенное пленным греком Ливием Андроником, в 240 году до н. э. В отличие от Афин и Аттики в Риме долго не было постоянного театрального здания. В дни римских празднеств или во время погребальных шествий и триумфальных игр на форуме воздвигался деревянный помост, на котором происходили театральные представления. Они отличались от греческих строгостью в содержании, пышностью и помпезностью в оформлении. Ведь римские деятели заботились в первую очередь о могуществе своего государства, и именно эту политику должен был проводить театр. Период расцвета римского театра был недолгим. Последней яркой его страницей был театр императорской эпохи при Октавиане Августе, который мечтал возродить на римской сцене трагедию греческого типа. Но его усилия не увенчались успехом. При преемниках императора театр стал носить развлекательный характер: все представления сводились фактически к зрелищам циркового характера. В V веке н. э., когда пришел конец Западной Римской империи, началась совсем другая эпоха – эпоха средневековья, а, значит, раскрылась новая страница театральной истории.

У средневековой культуры было два корня – один в античности, другой в христианстве; причем церковь упорно боролась против остатков античности в театре. Из этих столкновений рождались причудливые жанры: с одной стороны это площадной фарс, выступления гистрионов, а с другой – литургическая драма, мистерии и миракли. Священники – устроители литургических представлений – накопили такой большой опыт в театральных эффектах, что они порой отвлекали прихожан от службы. Тогда церковные власти вывели литургическую драму из-под сводов храма на паперть, что привело к тому, что театр попал под влияние городской толпы. Начинается эпоха мистерий и фарсов. В них актёры все чаще обращались к народу и все чаще находили в нём отклик на свои импровизационные представления, в которых простой горожанин всегда побеждал богача или служителя церкви. Всё это привело к запрещению церковью сначала мистерии, а потом и фарса. Но традиции этих жанров, особенно фарса, продолжила самобытная и красочная комедия дель арте, явившаяся высшим достижением эпохи театра итальянского Возрождения.

В эту эпоху главным в итальянском театре становится актёр. Актёр сам был создателем своего образа. Дар импровизации проявлялся не только в создании словесного текста, но и в пантомиме, буффонадах. Недаром спектакли комедии дель арте отличались яркой зрелищностью. В них всё было подчинено главной теме: и слово, и танец, и пение, и трюки. Однако высшим достижением Возрождения был английский театр, или театр драматурга Вильяма Шекспира. Родился и развивался он на народной площадной сцене. Примером такого театра может служить описание приезда актеров в шекспировском «Гамлете». Уже к концу XVI века на южном берегу Темзы появилось множество театральных зданий. Чаще всего они были без крыши. Зато сцена украшалась коврами и циновками. Если шла трагедия, то навес над сценой был черный, а если комедия, то белый. В таких театрах всегда было тесно, шумно и весело. Практически не было декораций, место действия обозначалось какой-нибудь деталью. Представления были рассчитаны на воображение публики. Ни одна театральная эпоха Англии не была так разнообразна по жанрам. Шли трагедии, комедии, пасторали, фарсы. Но вскоре всё это разнообразие жанров, сюжетов и характеров сменилось указом пуритан 1642 года, после которого театр закрыл свои двери для публики на долгие годы.

За несколько лет до этого грустного события, а именно в 1635 году, кардинал Ришелье основал Французскую Академию. Ее служители должны были поставить свои достижения в области литературы, изящных искусств и театра на службу политике и государству. Это было началом эпохи классицизма во Франции.

И кровь, и воздух – все, чем я живу,
Принадлежит не мне, а государству.

Так писал один из крупнейших драматургов-классицистов Пьер Корнель. Действие спектаклей в эту эпоху развивалось на авансцене, на фоне живописных перспективных декораций. Представления были монументальными и статичными, как и актёрская игра, в которой не допускалось никаких жизненно-бытовых и стихийных эмоций.

До конца XVIII века будут развиваться в театре разных народов традиции французского классицизма. Но идут века. Меняются обычаи, нравы, стили и жанры. Театр видит триумфы и преследования, но живет, борется и остается самым любимым искусством различных поколений.

Древнегреческий театр (реконструкция)

Театр Древней Греции, как и всё античное искусство, отличается совершенством формы, полностью соответствующей общественным задачам, отражавшимся в произведениях драматургов. Основной частью греческого театрального сооружения была орхестра – круглая площадка, на которой шло представление. Вокруг орхестры располагались места для зрителей. Вне круга орхестры помещалась скена, где переодевались актеры. Вначале зрители свободно размещались вокруг орхестры.

Позднее места для зрителей стали располагаться в виде неполного круга по склонам гор, ярусами, скена стала примыкать к орхестре, а ее передняя часть – проскений – превратилась в основной элемент оформления спектакля. Проскений имел вид колоннады или портика, поскольку действие обычно происходило перед храмом или дворцом. Греческий театр вмещал до 17 тысяч зрителей. Основой действия в греческих трагедиях был хор. Единственным актером вначале был сам драматург. Эсхил ввёл в представление второго актера. У Софокла, а затем у Еврипида значение хора уменьшается, на первый план выступает актер. В античном спектакле музыкальный и драматический элементы были тесно связаны. Актёры должны были уметь читать стихи, петь и танцевать. Огромные размеры театра, где не видна была мимика лица, сделали необходимым использование масок, передававших состояние персонажа и его характер. Женские роли исполнялись мужчинами. Чтобы увеличить свой рост, актеры носили котурны – особую обувь на высокой подошве. Постановки Эсхила отличались пышностью. Софокл применял декоративную живопись, отказавшись от некоторых сценических эффектов Эсхила (въезды на колесницах, появление призраков, процессии). Греки применяли театральные машины, например выдвижные площадки и приспособления, поднимавшие актеров в воздух и опускавшие их на землю.

Древнеримский театр (реконструкция)

В древности, вовремя празднеств уборки урожая римляне обменивались песнями-экспромтами – фесценнинами. Впоследствии на смену им пришли сатуры — небольшие сценки, сопровождавшиеся игрой на флейте и танцами. Их исполняли гистрионы (актёры). Так зародился древнеримский театр. Около 300 года до н. э. возникла ателлана – народная импровизационная комедия масок. Римская трагедия зародилась под влиянием греческой. Наиболее популярным жанром у римлян была паллиата (комедия).

В Древнем Риме вначале не было постоянных театральных зданий. Представления давались на подмостках, которые ломались после спектакля. Первые театральные сооружения возникли в I веке до н. э. и повторяли греческие образцы.

Образцом древнеримского театра является театр в Помпее, развалины которого сохранились до наших дней. В римском театре орхестра имела форму полукруга, места для зрителей также размещались в виде полукруга. Скена и места зрителей были соединены.

В эпоху римской империи представления носили развлекательный характер. Зрелищная сторона преобладала над содержательностью. Большое место занимали цирковые представления – гладиаторские и кулачные бои, инсценировки морских сражений.

Драматургия Публия Теренция (ок. 185-159 до н. э.)

Наиболее популярным жанром у римлян была паллиата – комедия. Крупнейшим драматургом, писавшим в этом жанре, был Теренций. До нас дошли все 6 его комедий: «Андриянка», «Свекровь», «Сам себя наказывающий», «Евнух», «Формион», «Братья». Заимствуя почти все свои сюжеты у греческого драматурга Менандра, Теренций главное внимание сосредоточил на обрисовке характеров, их психологической углубленности. Его комедии отображают гуманность эллинистической философии, подчеркивают положительное начало в человеке. Основное содержание пьес Теренция – семейный конфликт. Правдоподобие сюжета, раскрытие чувств героев, благородство характеров – вот те черты творчества Теренция, которые способствовали его успеху при жизни и оказали воздействие на последующее развитие европейской комедии.

Публий Теренций был родом из Карфагена (отсюда прозвище Африканец). Привезенный в раннем детстве в Рим, он был рабом сенатора Теренция Луканы, затем был отпущен на волю.

Мистерия

В XIV-XVI веках в Западной Европе широкое распространение получает мистерия, возникшая на основе литургической драмы. Представления мистерий происходили в ярмарочные дни на площадях и являлись частью городских празднеств. Содержание мистерий составляли библейские и евангельские сюжеты. Являясь средством церковной пропаганды, мистерии отражали в то же время черты житейского реализма, народности.

В процессе развития мистерии в ней все более развивались реалистические и комедийные черты. Постановки мистерий носили массовый характер. В «Мистерии страстей господних» А. Гребана действовало 400 персонажей. Мистерии ставились по принципу симультанности, т. е. одновременного показа всех мест действия. Число «беседок», где происходило действие, доходило до 20. Применялись также передвижные сцены-площадки, помещавшиеся на повозках (пэджентах). Игрались мистерии и в отдельных кабинах, помещённых на кольцеобразном помосте, укреплённом на сваях. Наряду со сценами «ада» и «рая» изображались бытовые комедийные сцены, сцены с «чертями».

Мистерия просуществовала до конца XVI века, а затем была запрещена, так как реалистическая, пародийная направленность мистерий вызывала недовольство властей как духовных, так и светских.

Фарс

Фарс получил широкое распространение в Западной Европе в XIV-XVI веках. В каждой стране он приобретал национальные особенности. Комедийно-бытовые элементы, входившие в мистерии, а также народные игры и обряды – истоки фарса. Представления фарса происходили на площадях, носили демократический характер, пользовались широкой популярностью.

В фарсе высмеивались глупость, хвастовство, жадность. Выводились типичные фигуры для средневековья. Для фарсовых представлений характерен грубоватый, сочный юмор, сцены, основанные на комических ситуациях, споры, драки и т. п. Искусство фарса оказало влияние на развитие европейской драмы. Черты фарса встречаются у Шекспира, Мольера и других.

В Италии фарсовые традиции отразились на развитии комедии дель арте. Приемы фарса встречаются и в современной драматургии.

Комедия дель арте

В середине XVI века в Италии возникла комедия дель арте – театр масок. В этом жанре сочетались фарсовые элементы, карнавальные формы, гуманистические черты итальянской «ученой комедии».

Комедии дель арте не имели заученного текста. Основная сюжетная канва служила материалом для актерской импровизации. Персонажи переходили из одного сюжета в другой. Это были не конкретные лица, а типы, обобщавшие определенные социальные черты.

Зритель узнавал ловкого, изобретательного Бригеллу, добродушного Арлекина, глупого, жадного Панталоне, болтуна и тупицу Доктора, хвастуна и труса Капитана и других персонажей. Импровизационная игра актеров способствовала созданию сценического ансамбля. Искусство комедии дель арте отличали динамичность, яркая зрелищность, оптимизм. Декорации были лаконичны. Они изображали улицу. Между домами проходило всё действие пьесы. Актеры комедии даль арте гастролировали во Франции, Испании, Англии. Влияние комедии дель арте отразилось на творчестве театрального искусства Западной Европы. Комедия дель арте сыграла важную роль в развитии актерского мастерства, в создании профессионального театра. В Италии традиции комедии дель арте сохранились до нашего времени.

Творчество Себастьяно Серлио (1475-1554)

В эпоху Возрождения в Италии создаются театральные здания нового типа. Общий расцвет искусства отразился и на развитии театра. В создании театральных представлений принимали участие крупнейшие художники и архитекторы.

В 1539 году в Италии, в городе Виченце, во дворце Порто был построен театр. Автором проекта являлся живописец и архитектор Серлио. В театре использовались законы перспективы с учетом античных традиций. Сцена делилась на переднюю часть – просцениум – и заднюю – возвышающуюся в глубину. На этом помосте были установлены перспективные декорации, изображавшие улицу. Серлио применял три типа декораций: для трагедий – храмы, дворцы, арки; для комедий – городская площадь с домами, лавками, гостиницами; для пасторалей – лесной пейзаж.

Архитектурная организация и рельефная декорация сцены у Серлио стали прообразом сцены-коробки. Его творчество отразило лучшие черты зодчества того времени.

Теларийная сцена

В конце XVI и XVII веков в театральных постановках господствовало стремление к внешней эффектности. Получили распространение живописные декорации стиля барокко. Широко использовались театральные механизмы, необходимые для постановки оперно-балетных феерий в придворных театрах.

В 1586 году при постройке театрального зала и сцены во дворце герцога тосканского (палаццо Уффици во Флоренции) архитектор, художник и декоратор Бернардо Буонталенти (1536—1608) ввел приспособления для смены декораций – теларии. Это были рамы, обтянутые холстом, представлявшие собой вращающиеся трехгранные призмы. Эта система позволяла менять декорации на глазах у зрителя. Систему телариев применил в Германии архитектор, художник и театральный деятель Йозеф Фуртенбах (1591-1667).

Уличный театр в Амстердаме

В эпоху средневековья во многих странах Европы был распространен уличный театр. Большое количество таких театральных трупп было в Голландии.

На улицах города Амстердама в дни церковных празднеств ставились церковные представления («действа») силами любителей. Дальнейшее развитие уличного театра определило возникновение многочисленных «камер риторов». Они устраивали состязания между собой. Ставились фарсы и моралите. Моралите представляло собой назидательное представление, где в аллегорической форме олицетворялись добродетели и пороки.

Уличный театр имел широкое распространение в конце XV, XVI и первой половине XVII века. В 1638 году в Амстердаме возник первый постоянный театр.

Площадной театр в Лувене (Фландрия)

В XVI веке театральные представления разыгрывались посреди улицы, площади. Деревянный помост устанавливался на козлах или на бочках. Внизу располагались зрители. На передней части помоста происходило действие. Задняя часть площадки была закрыта со всех сторон, представляя нечто вроде палатки, где переодевались актёры перед выходом на сцену. Спектакли разыгрывались бродячими труппами, силами городских актёров, иногда в спектаклях участвовали и граждане города.

Площадные театры пользовались большой популярностью, привлекали множество зрителей. Театральные представления часто носили характер состязаний, становились неотъемлемой частью жизни народа.

Семья Биббиена

Творческая деятельность итальянских декораторов Биббиена продолжалась столетие. Наиболее значительный след в театральном искусстве оставило творчество Фердинандо Биббиены (1657-1743). Он работал декоратором во многих городах Италии, в Барселоне, в Вене. В своих постановках он стремился к пространственному решению декораций, нарушая принцип симметричных декораций эпохи Возрождения, смещая точки зрения, применяя живописные средства. Театральные принципы Фердинандо Биббиены получили широкое распространение. Известными художниками театра и архитекторами были брат Ф. Биббиены Франческо (1659-1739) и его сыновья Алессандро (1687-1769), Джузеппе (1696-1757) и Антонио (1700-1774). Сын Джузеппе Биббиены Карло (1725-1787) завершает династию Биббиены. Карло Биббиена работал вначале под руководством отца. Он завершил строительство театра в Байрейте (Германия) по плану отца. Карло Биббиена работал также в Берлине и Петербурге.

В эпоху, когда протекала театральная деятельность семейства Биббиены, для усиления эмоционального воздействия широко использовались игра светотени, разнообразие в изображении архитектурных сооружений, арок, колоннад, анфилад зал в стиле барокко с повторяющимися рядами колонн. Создавалось впечатление грандиозности, бесконечной перспективы.

Театр Фарнезе

В 1618-1619 годах в Парме, во дворце герцога Рануччо I Фарнезе ди Порто, был построен театр по проекту архитектора Джованни Баттиста Алеотти (1546-1636).

Зал дворца, где размещался театр, был прямоугольной формы. Глубина сцены-коробки была 40 метров, ширина 32,15 метра, а зрительный зал вмещал 4000 мест. Портал зала украшали колонны, скульптуры в нишах. Здесь давались представления по случаю различных празднеств. В театре Фарнезе были применены многоплановые кулисы, сменявшиеся в течение представления. Это стало новым словом в технике сцены того времени. Здание театра было разрушено во время бомбардировки в 1944 году.

Творчество Джакомо Торелли (1608-1678)

Система кулисных машин, примененная Д. Алеотти в театре Фарнезе, была усовершенствована его учеником Торелли. Архитектор и декоратор, он работал в театрах «Сан-Джованни-э-Паоло», «Новиссимо» в Венеции, а затем в Париже. Система быстрой смены декораций была применена Торелли при постановках спектаклей Корнеля, Кавалли, Мольера. По возвращении в Италию Торелли создал проект здания театра «Фортуна» в городе Фано, который был построен при его жизни.

Торелли умело применял в своем творчестве новейшие достижения современной ему театральной техники. Особенно значительны были его достижения в постановках оперно-балетного типа.

Театр эпохи Шекспира «Фортуна»

Во времена Шекспира в Англии были распространены два типа театров: частные антрепризы и актёрские товарищества на паях. В 1600 году антрепренёр Ф. Фенсло построил в Лондоне на свои средства театр «Фортуна». В нём выступала труппа «Слуги лорда-адмирала». Театр был четырехугольной формы, без крыши и вмешал более 2000 зрителей. Зрительный зал состоял из трёх галерей. Были места для сидения и партер (там зрители стояли). Постановки театра отличались пышностью, внешними эффектами, риторикой, мелодраматизмом.

Противоположностью ему были постановки труппы «Слуги лорда-камергера», в которой состоял Шекспир. Деревянное строение «Фортуны» сгорело в 1621 году. На его месте в 1623 году было выстроено новое, из камня. После закона о запрещении театров в 1642 году театр закрыли.

Дрезден. Опера

В XVII веке господствующим направлением в театре был классицизм. Оформление драматических спектаклей отличалось строгостью, декорации не менялись, изображая одно место в течение всего спектакля. Богатство оформления и разнообразие постановочных средств использовались лишь в оперных и балетных спектаклях. Одним из крупнейших европейских оперных театров был Дрезденский придворный театр саксонского курфюрста.

Широкое использование новейших достижений театрально-декорационной техники, привлечение лучших художников, а также постановка опер талантливых композиторов – всё это явилось основой дальнейшего развития Дрезденского оперного театра, ставшего одним из крупнейших театров мира.
Парковый кулисный театр

В эпоху Высокого Возрождения в Италии получил развитие парковый кулисный театр, называвшийся также «Воздушный театр». Он представлял собой один из видов зеленой архитектуры. Истоки паркового театра – в античной архитектуре.
В античном театре сценическую площадку, примыкавшую к декоративной части, замыкал амфитеатр – полукруг, состоявший из ярусов, рядами выраставших из земли. В итальянском паркостроении амфитеатр завершал парадный двор. Декорациями являлись фасады построек, выходивших к амфитеатру. Перед ними давались представления. Выпуклая сторона амфитеатра была частью склона, а вогнутая представляла парадный фасад, прорезавшийся нишами в один или несколько ярусов и замыкавший партер парка. XVII-XVIII века – время расцвета паркового театра.

Также вас может заинтересовать:

d9fa9010