Главная » Без рубрики » Как психологически подготовить ребёнка к ЕГЭ?
Опубликовано: 31.03.2021

Как психологически подготовить ребёнка к ЕГЭ?

Чем взрослые могут помочь поступающим школьникам?

— Многие родители, проявляя чрезмерную заботу о своих детях, пытаются оградить их от любых сложностей. Они опекают 17-летнего, практически взрослого человека, как трехлетнего малыша. Тем самым они лишают своего сына или дочь возможности быть самостоятельным.

Такие родители говорят: «Не волнуйся, если что, пойдешь на платное. Мы заплатим. А если после ВУЗа не устроишься, я возьму тебя к себе на работу». И в этот момент у детей, естественно, возникает протест: «Нет, я сам!» Или не возникает, и такая затянувшаяся инфантильность – еще хуже.

Дорогие родители! Ребята в 16-17 лет – вполне взрослые. Им нужна ваша поддержка, но при этом их не нужно водить за ручку, как малышей. Вы не сможете прожить жизнь за своих детей. Выбор ВУЗа, подготовка к экзаменам, пресловутые школьные оценки – это их зона ответственности. Только там выпускник может стать взрослым. Стать индивидуальностью.

Какие проблемы с выбором профессии встречаются чаще всего?

— Очень часто родители настолько близко к сердцу принимают этап поступления в ВУЗ, что делают из этого проблему, которую решают сами, иногда даже не спрашивая мнения детей.

Например, папа с мамой совещаются и вспоминают, что, когда они были молодым, лучше всего зарабатывали юристы. «Сынок, — говорят они, — иди в юридический». Сынок идет в юридический, но вообще не понимает, зачем и что это такое. Ему нравится писать музыку, а его заставляют учить обществознание, которое ему никак не дается. Отрывают от любимых барабанов, и тащат по репетиторам. Но он вежливый, он не хочет расстраивать маму с папой.

— 80% детей, которые приходят к нам на курсы, говорят «Я иду в экономический». И я понимаю, что этот выбор чаще продиктован родителями. И выбора самого выпускника здесь не было.

Вторая причина проблем с выбором профессии – ограниченный жизненный опыт выпускников. Детям трудно решить кем быть и куда поступить, потому что они часто не знают, из чего выбирать. Задача родителей — расширить кругозор своих детей. Показать им свою работу, работу своих друзей и знакомых. Познакомить с успешными людьми разных профессий из своего круга. Показать, что есть разные образы жизни – работа по найму, фриланс, свой бизнес и другие.

Почему многие школьники боятся ЕГЭ?

— Существуют (и всегда существовали) страшилки на тему экзаменов. «А вот одна девочка десять лет подряд поступала в медицинский, не поступила и всю жизнь проработала уборщицей, а потом умерла». Когда я поступала, мы и друг другу такие страшилки рассказывали, и учителя добавляли. Это из серии «В черном-черном доме есть черная-черная комната…» Что могу рекомендовать родителям и учителям? – Относиться к таким страшилкам иронично.

И главное — не надо нагнетать эту сверхважность сдачи экзамена. Не надо делать его гиперзначимым событием, делать страшные глаза и говорить: «сейчас или никогда». ЕГЭ – это не главное событие в жизни, и относиться к нему надо проще.

Сейчас последний звонок в школе отмечаются так же пышно, как и свадьба. А в общем-то – закончил школу, ну и что? Просто начнется другой этап жизни. А сегодня у многих школьников создаётся ощущение: «Я поступаю — попадаю в Рай, а если не поступаю — в Ад». Но ведь это не так, и мы, взрослые, это знаем! В конечном счете первокурсник попадает не в какую-то область вечного счастья, он просто попадает в ВУЗ, где свои правила и законы, постоянные сессии, где ты предоставлен сам себе и за свои успехи отвечаешь сам.

В таком случае, в чем заключается психологическая помощь со стороны родителей?

— Родителям необходимо относится к экзамену проще и конструктивнее: есть задача, которую нужно решить. Узнать, какое количество баллов нужно набрать для поступления в тот или иной ВУЗ, понять, достаточно ли школьных знаний ребёнку. Чаще всего – недостаточно, и тогда надо выбрать курсы или репетитора. Родители могут ненавязчиво послушать, как репетитор преподносит материал. Когда рассказывает хороший преподаватель — даже человеку, не имеющему отношения к этому предмету, становится все понятно.

Не стоит становиться строгим контролером для своих детей. Вопросы: «Ну как дела в школе?» или: «Ну, какие у тебя оценки?» только мешают доверительным отношениям с детьми. Как правило, сын или дочка просто отвечают: «Все нормально».

Были такие опросы у школьников «Как вы хотите провести ближайшие выходные? В соц. сетях или с родителями?» Большинство говорили: «Я хотел бы с родителями, но родители сидят в соц.сетях или вообще заняты чем-то другим».

Многие родители сами берутся за подготовку своих детей к ЕГЭ. Рассуждают они примерно так: «Я же сдавал экзамен по математике 25 лет назад! Почитаю учебник, объясню, как могу!» Вот и объясняют, как могут, быстро теряя терпение. Как правило, дети в той или иной форме отказываются от таких попыток помощи.

Будет намного лучше, если вы найдете интересный формат общения или активности для себя и своих детей. Это может быть совместный просмотр хороших фильмов, прогулка по парку или покатушки на велосипедах. Проведите время весело, а постижение математики, физики или химии доверьте репетитору-профессионалу.

Такие поступки без слов и деклараций дают почувствовать: «Мы с тобой», «Ты можешь мне доверять, и я тебе тоже полностью доверяю. Я — твой друг, если что — я приду к тебе на помощь». Это очень важно для детей в переходном возрасте.

 На что еще важно обратить внимание родителям в период подготовки к ЕГЭ?

— Есть родители, которые спрашивают: «Как заставить ребенка учиться?» Ответ на этот вопрос – никак. Заставить нельзя никак. В 16-17 лет мотивация к изучению мира, к утверждению себя в мире колоссальна. Учиться хочется, потому что это круто. И если старшеклассник не хочет учиться – у этого должна быть причина. Может быть, потеря веры в свои силы. Может быть, навязанная цель. Здесь надо помочь разобраться, а не заставлять.

— Ребята, которые приходят к нам учиться, мотивированы, собраны и ответственны как никогда в жизни. Они хотят поступить: «Я поступил – значит, я достиг важнейшей цели, я сделал это». Мотивация у них уже есть!

Можно помочь и тем, у кого пока не получается. Есть ребята, которые очень хотят, но чувствуют, что не дотягивают. А ведь освоение любого школьного предмета – это просто дело техники. И часто все дело сводится к тому, чтобы найти репетитора, который хорошо знает и интересно умеет рассказывать физику, литературу, математику или биологию.

Очень часто у детей не хватает уверенности, потому что просто не хватает знаний.

В помощи, как ни странно, нуждаются и отличники. У отличников есть своя особенность, название которой – перфекционизм. Им хочется сделать все идеально, лучше всех. И если ваш ребенок отличник, он так же, если не больше, нуждается в вашей поддержке. Отличников иногда нужно останавливать – чтобы не занимались сутками без перерыва и чтобы спокойно относились к возможному проигрышу.

Не стоит транслировать идею: «Я буду любить тебя только с пятёрками». Хорошо, когда ребенок знает, что родители его любят и ценят и с четверками, и с двойками. И вообще любым!

Трудно быть 17-летним. Вокруг взрослые, состоявшиеся люди. Фразу: «Вот я в твои годы!» — многие дети воспринимают буквально. Они действительно считают, что папа и мама были какими-то особенными, идеальными. Не получали двоек, не отправлялись на пересдачи и не курили исподтишка. Отсюда переживания и неоправданные комплексы.

Не давите ребят своим примером.

 Как школьникам справиться с волнением?

— А надо ли это – справляться с волнением? Желая любой ценой справится с волнением, многие начинают пить валерьянку или другие успокоительные. После этого наступает блаженное состояние дохлой черепахи. Он идет такой заторможенный на экзамен, то ли засыпает, то ли в каких-то грезах витает. Что-то пытается написать. Полное успокоение, напишу — не напишу, да какая разница.

Нам не нужно успокаиваться до состояния бревна!

Помните! Легкое волнение и тонус – нормально. На экзамене очень важно следить за временем, поэтому на наших тренингах и интенсивах мы всегда ведем хронометраж. Важно находиться в осознанном состоянии, чтобы увидеть возможные ошибки и вовремя их исправить.

Что случается, когда ученики и их родители прибегают к сомнительным «помощникам» при сдаче ЕГЭ?

— В интернете множество форумов, где школьники делятся опытом употребления всевозможных «волшебных таблеток». Если такую съесть, двое суток можно не спать и работать. Сколько народу уже этими таблетками, такими «витаминами» для мозга, стимуляторами испортили себе здоровье!

Дли одних это клиника, для кого-то — реанимация. Поэтому никаких таблеток и стимуляторов! Никакой экзамен не стоит подорванного здоровья. Не нужно устраивать апокалипсис из экзамена. Не нужно считать, что, сдавая этот экзамен, спасаешь мир. Ничего подобного. Сдавая ЕГЭ, просто переходишь в другое состояние — состояние студента.

Как быть, если ЕГЭ все же не сдан?

— Даже если ребенок не сдает экзамен как надо, то ничего страшного не происходит. Можно подготовиться и сдать на следующий год, можно продумать запасной вариант. Если не получилось в один ВУЗ, пойти в другой. Если не получилось поступить в России – значит, поступить за границей. Имейте всегда запасной план! Это отлично разгрузит психику школьника.

Задача родителей здесь – отнестись к экзамену спокойно. Может быть даже устраниться из этого процесса. Можно поинтересоваться пораньше, в 9-10-м классе у ребенка: «Кем хочешь стать? Что тебе интересно?» И если между вами хорошие отношения, сын или дочка, как правило, все рассказывают. Можно спросить, какая нужна помощь. Если нужны курсы, репетиторы, то выбирать не за ребёнка, а вместе с ребёнком.

Поступление – это дело самого человека. Можно подсказать, посоветовать, расширить кругозор, но не решать за него.

Если заметно, что сын или дочь хочет решить какой-то вопрос самостоятельно, пусть решает, потому что 17 лет – это возраст, когда человек может выбирать. И не нужно переоценивать значимость экзамена. Это всего лишь одна ступенька. Таких ступенек будет еще очень, очень много!


Также вас может заинтересовать:

d9fa9010