Маркетинговые услуги (маркетинг) обеспечивают функционирование предприятия в сфере изучения рынка, стимулирования сбыта продукции (работ, услуг), политики цен, организации и управления движением продукции (работ, услуг) к потребителю и послепродажного обслуживания потребителя в рамках хозяйственной деятельности. В консультации рассмотрим, как классифицировать эти услуги, какие документы следует оформить для подтверждения факта оказания/получения таких услуг, а также каков порядок их отражения в бухгалтерском и налоговом учете.
Какие услуги относятся к маркетенговым
- К маркетинговым услугам относятся, в частности, услуги:
- по размещению продукции в местах продажи;
- изучению, исследованию и анализу потребительского спроса;
- внесению продукции (работ, услуг) в информационные базы продажи;
- сбору и распространению информации о продукции (работах, услугах).
Маркетинговые исследования – это изучение всех вопросов, которые касаются маркетинга. Целью такого изучения является получение маркетинговой информации в виде характеристики рынка, выводов и рекомендаций для последующего внедрения в хозяйственную деятельность и, соответственно, достижения поставленных целей и задач.
Широкое распространение получили такие виды маркетинговых услуг, как мерчандайзинг и дистрибуция.
Понятие мерчандайзинг
Мерчандайзинг – это вид маркетинга, который способствует интенсивному продвижению товаров в розничной торговле без активного участия специального персонала. Он представляет собой услугу по удачному размещению товаров в торговом зале, оригинальному оформлению прилавков и витрин, организации презентаций с раздачей сувениров, предоставлением скидок и льгот.
То есть это комплекс мероприятий, направленный на привлечение внимания покупателя к определенному товару или группе товаров.
Понятие дистрибуция
Дистрибуция – это организация движения товаров от производителя к покупателю путем распределения товаров для продажи по сети сбыта. Дистрибьюторы – это лица, которые занимаются сбытом товаров поставщика на определенной территории.
Дистрибуция с выплатой бонусов (премий, других мотивационных выплат) дистрибьюторам – еще один метод продвижения товаров на рынке. По сути, эти выплаты являются вознаграждением продавца за достижение определенных экономических показателей. Например, это могут быть бонусы за выполнение планов закупок товара поставщика, за точность закупочных прогнозов и т. п.
Бонусы за достижение экономических показателей могут выплачиваться и другим продавцам товаров, которые не являются дистрибьюторами.
Документальное оформление
Расходы на маркетинговые мероприятия всегда находились под пристальным вниманием контролирующих органов, поэтому подход к документальному оформлению таких мероприятий должен быть особенно скрупулезным. То есть необходимо подтвердить связь маркетинговых мероприятий с хозяйственной деятельностью предприятия. Помогут в этом следующие документы:
1. Приказ по предприятию, в котором следует обосновать необходимость маркетинговых исследований (например, в целях анализа потребительского спроса), указать период их проведения, территорию, название вида продукции, категорию потенциальных потребителей и т. п. (см. образец на следующей странице). Также к приказу можно приложить план проведения маркетинговых мероприятий.
2. Договор на оказание маркетинговых услуг. Порядок оформления этих договоров регламентируется гл. 63 ГК.
Такой договор может содержать:
- либо общий перечень услуг и общие условия их выполнения, при этом конкретные задачи, сроки их исполнения, условия, место проведения исследований и т. п. прописываются в отдельных допсоглашениях. Этот вариант удобен, если планируется долгое сотрудничество между заказчиком и исполнителем,
- либо конкретные задачи, сроки, условия, цены, место проведения и т. п. Этот вариант применяется, если исследования заказываются разово (при последующем сотрудничестве нужно будет оформить новый договор).
3. Акт приемки-передачи услуг (акт оказанных услуг) или другой документ, подтверждающий фактическое предоставление таких услуг.
4. Отчет о проведении маркетинговых исследований с их результатами и рекомендациями заказчику. Например, отчет может содержать такую информацию:
- оценка уровня конкуренции на оптовом и розничном рынках продажи по результатам проведенного анализа;
- основные тенденции развития рынка, динамика изменения цен, ассортимент продукции (товара);
- политика ценообразования;
- анализ импорта и экспорта продукции (товаров) и их влияние на рынок;
- потенциальные потребители и количественные показатели (емкость рынка) планируемой продажи;
- прогнозный план продаж;
- оценка рисков, финансовый план, анализ эффективности проекта;
- прогнозный уровень рентабельности, срок окупаемости проекта;
- выводы и рекомендации по результатам проведенного исследования.
Обратите внимание: при оформлении договора об оказании мерчандайзинговых услуг следует учесть некоторые его особенности. В частности, в таком договоре помимо обычных условий рекомендуем указать:
- адреса торговых точек, где будут проводиться мерчандайзинговые мероприятия;
- время (дни, часы) прихода мерчандайзера для оформления мест продаж, процедуру подтверждения его полномочий, порядок ведения учета его работы в торговой точке.
Есть особенности и у договоров, заключаемых с дистрибьюторами. Как было отмечено, за услуги дистрибуции, как правило, выплачиваются поощрительные выплаты. Поэтому во избежание спорных ситуаций рекомендуем в договоре с дистрибьютором предусмотреть полный перечень показателей, которые являются основанием для таких выплат. Например, таким основанием может быть отчет или протокол о достижении дистрибьютором экономических показателей, установленных договором с ним.