Главная » Без рубрики » Система криминалистики
Опубликовано: 12.04.2021

Система криминалистики

Для того чтобы система науки соответствовала требованиям, предъявляемым к научному знанию, она должна адекватно отражать структуру объектно-предметной области данной науки и ее социальную функцию. Система науки строится с целью выявления и описания достигнутых результатов познания во всей их полноте и, кроме того, для оптимального использования полученного знания на пути продвижения к новым результатам.

С учетом этого система криминалистики как науки может быть представлена в виде связки следующих элементов (подсистем):

1) теории криминалистики,

2) криминалистической техники,

3) криминалистической тактики,

4) криминалистической методики.

Следует различать систему криминалистики как науки и систему криминалистики как учебного курса, тем более, что и терминологически, и содержательно данные системы не во всем совпадают. В систему криминалистики как учебной дисциплины включаются:

1) теоретические и методологические основы криминалистики,

2) криминалистическая техника,

3) криминалистическая тактика,

4) криминалистическая методика расследования.

Имеющиеся между указанными системами различия продиктованы необходимостью освещения в учебном курсе истории криминалистики, ее места в системе других наук, их связи и соотношений, а также привлечения внимания студентов к наиболее актуальной сфере практического следоведения — предварительному расследованию и другими обстоятельствами. В первом разделе курса криминалистики рассматриваются три группы вопросов.

Первая группа относится к области науковедения (понятие криминалистики, ее задачи, функции, место в системе других наук, история развития и т д ).

Вторая группа вопросов связана с рассмотрением теоретической проблематики Теория является важнейшей частью науки как социального института. Теория науки — это модель ее объекта. В качестве оригинала при этом выступает какой-либо фрагмент (кусок, часть) окружающего мира, той или иной сферы практической деятельности, целям совершенствования, преобразования, оптимизации которой служит данная наука.

Поэтому криминалистическую теорию можно рассматривать как типовую информационную модель поисково-познавательной деятельности в уголовном процессе. Иначе говоря, это знание об объективно-предметной области данной науки а также о том, как добывается и в каких целях используется это знание. Научное знание не есть предположительное, разрозненное, случайное, интуитивное или обыденное знание. Оно отличается рядом существенных признаков.

Это, во-первых, положительное, не противоречивое, обобщенное на соответствующем типологическом уровне знание. Во-вторых это — целостное знание о всем комплексе существенных сторон, связей и отношений объекта. В-третьих, это — систематизированное на основе соответствующей интегративной идеи (системообразующего фактора) знание.

С учетом этого теорию криминалистики можно определить как систему, несущую объективное знание об общих положениях и особенностях отдельных видов сторон и элементов поисково-познавательной деятельности в уголовном процессе.

Теория криминалистики — отрытая, развивающаяся система.

Она состоит из двух частей:

1) общей части (общей теории),

2) особенной части, содержащей совокупность частных учений и теорий.

Общая теория криминалистики исходит из задачи дать представление об основах, общих положениях, общих чертах поисково-познавательной деятельности в уголовном процессе и ее закономерностях. Каждая из частных теорий также представляет собой совокупность соответствующих теоретических положений, но более низкого уровня. Одни из этих положений несут знание о том или ином признаке или группе признаков указанной деятельности, другие — о ее видах или относительно самостоятельных частях, элементах. В их число входят учения о предварительной проверке и предварительном расследовании как специфических видах поисково-познавательной деятельности в уголовном процессе, учения об этапах предварительного расследования, о следственной ситуации, о криминалистической характеристике преступлений, о тактической операции и тактическом приеме, о механизме и способе совершения преступлений, о криминалистической модели и версионном мышлении следователя и т.д.

Третья группа вопросов, рассматриваемых в первом разделе курса криминалистики, относится к методологии науки. Речь идет о средствах, методах, процедурах, методическом инструментарии, которые используются в ходе научных исследований для получения знания об объекте криминалистики и его применения в научных и практических целях. Все это позволяет представить теорию и методологию криминалистики в качестве открытой, развивающейся системы, отражающей знание об объекте данной науки, о технологии получения и использования этого знания при разработке соответствующей научной продукции теоретического и прикладного характера.

Второй раздел курса криминалистики называется «Криминалистическая техника».

Он состоит из двух частей:

1) общих положений криминалистической техники,

2) отдельных отраслей данной области криминалистики (трасологии, криминалистической баллистики и др).

В третьем и четвертом разделах курса рассматриваются проблемы криминалистической тактики и методики расследования. Каждый из этих разделов также состоит из двух частей, общей и особенной. В общей части (в общих положениях) криминалистической тактики рассматриваются приемы, правила, которые могут применяться при подготовке и проведении самых различных следственных действий, а также определенных криминалистически сходных групп следственных действий.

Вторая часть третьего раздела посвящена особенностям подготовки и проведения отдельных следственных действий. Проблематика заключительного раздела исходит из потребностей следственной практики, нуждающейся в знаниях из области общих и частных проблем алгоритмизации целостных циклов расследования. Поэтому в начале анализируются общие вопросы (общие положения) методики расследования, а также общие методики решения ряда типичных для различных категорий дел задач (методика исследования алиби, методика выявления и разоблачения инсценировки и ряд других методик этого же типа).

Затем предлагается материал, в котором рассматриваются общие методики решения задач, типичных для дел определенных категорий (класса общеуголовных преступлений и преступлений, связанных с профессиональной деятельностью). Последние методики дополняются частными методиками расследования отдельных видов и разновидностей преступлений (убийств, хищений и т.д.).

---

Уважаемый исполнитель!

Пожалуста, оцените качество данного исходника. Плохие тексты мы доработаем или полностью уберем из списка источников.

Хорошо   Нормально   Плохо   Очень ужасно


d9fa9010

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*