Количество онлайн-курсов растет. Причиной тому служат сразу несколько пересекающихся трендов. Растет количество новых профессий и интересных вакансий. Усовершенствуется программное обеспечение. Людям нужно быстро осваивать новые навыки, и онлай- обучение уже в некоторых сферах решает эту задачу лучше офлайн обучения.
Объективность оценок, интерактивность подсказок, возможность вернутся к пройденному материалу — формат онлайн-образования ценен как для студентов, так и для преподавателей.
Но он не только ценен, а часто и гораздо требовательнее. Преподавателю нужно выверять каждое слово. Теперь его тезисы будут услышаны не одной сотней студентов. Его лекция может стать достоянием всего будущего человечества. Студент не сможет воззвать к жалости лектора, попытаться найти ключики к его психике, которые помогут получить высокую отметку.
Но, несмотря на все эти преимущества, онлайн-образование всё-таки воспринимается только, как идеальное дополнительное образование, но не высшее. Попробуем разобраться в самых мелких нюансах, плюсах и минусах онлайн-обучения и спрогнозировать его будущее.
Для начала, перевод статьи Дирендра Кумара с Университета Северной Каролины от 2010 года. Она может показаться устаревшей, но ключевые преимущества и недостатки, перечисленные автором остаются прежними.
Причины роста популярности онлайн-образования
Термин «онлайн» не был так популярен в 1970-х и 1980-х годах, как и понятие «самолет» в начале 20-го века. Интернет находился на стадии развития в начале 1990-х годов по сравнению с сегодняшним днем, и в 1990-х годах традиционные представления об онлайн-курсах отличались от сегодняшних.
Мы находимся в 21 веке, когда всё возможно и приемлемо. Например, студенты учатся дома / на работе, используя компьютер, что называется онлайн-обучением / образованием.
Есть несколько факторов, способствующих росу популярности онлайн-обучения:
- Молодые люди выбирают нетрадиционное образование, чтобы начать и продвинуться по карьерной лестнице, одновременно дополняя и продолжая свое образование.
- Экономический кризис 2008 года привел к ухудшению экономической ситуации. После него люди стали повышать и менять свою квалификацию с помощью обучающих программ в онлайн.
Метод онлайн-обучения может быть очень эффективным альтернативным методом обучения для зрелых, самодисциплинированных и мотивированных студентов, которые хорошо организованы и умеют хорошо управлять своим временем. Но эта среда обучения неуместна для иждивенцев и несамостоятельных людей. Онлайн-курсы требуют самостоятельности.
Бостонская консалтинговая фирма Eduventures, Inc. (2006) обнаружила, что около половины учебных заведений и более 60 процентов работодателей в целом согласны с высоким качеством онлайн-обучения, но мнения студентов различаются.
Лишь около 33% потенциальных онлайн-студентов заявили, что они считают качество онлайн-образования «таким же хорошим или лучшим, чем» обычное образование. В то же время 36% опрошенных будущих студентов указали на обеспокоенность по поводу того, что работодатели неохотно воспринимают онлайн-образование. И это служит причиной, по которой они отказываются проходить онлайн-курсы.
Есть разные виды онлайн-обучения, но потенциальные студенты должны учитывать некоторые факторы, общие для всех типов, прежде чем записываться на любой курс, программу. Как правило, все эти факторы не применимы к любой ситуации онлайн-обучения, но они применимы к большинству из них.
Если вы выступаете в роли преподавателя, то можете относится к этой новой парадигме обучения с разной степенью энтузиазма и заинтересованности. Задайте себе несколько вопросов:
- Вы относитесь к онлайн-обучению оптимистично или скептически?
- Заинтересованы ли вы в том, чтобы узнать, как проведение онлайн-курсов может улучшить ваше образование и предоставить отличные возможности для обучения ваших студентов?
- Хотите ли вы знать, с чем вы столкнетесь, планируя и проводя занятия онлайн?
Крайне важно учитывать как плюсы, так и минусы онлайн-обучения, чтобы вы могли лучше подготовиться к работе в этой новой среде и использовать новые возможности, которые она может предложить.
Плюсы онлайн-обучения
Плюсы онлайн-образования можно разделить на четыре группы:
- Удобство;
- Экономия;
- Технология;
- Дополнительные преимущества.
1. Удобство
Удобство связано с местом обучения, временем, продолжительностью курса:
- Не нужно тратить время на поездку в университет и обратно.
- Нет географических ограничений при выборе обучения.
- Нет ограничений в графике обучения. Вы можете учиться в своем темпе и делать это в удобное для себя время.
- Нет устного выражения ограничений. Вы можете выразить свое мнение в письменной, а не в устной форме.
- Вы можете провести виртуальную дискуссию, а не лекцию под руководством преподавателя.
- Курсовая работа и инструкции могут быть адаптированы к вашей области и предметной сфере.
- Высококачественный диалог. Учащийся способен тщательно обдумать качество каждого комментария, прежде чем отвечать или переходить к следующей теме.
- Ориентация на учащихся. Ожидается, что студенты будут читать все работы своих сокурсников, но они могут активно участвовать только в тех частях работы, которые наиболее соответствуют их потребностям.
- Доступ к ресурсам. Легко подключить экспертов или студентов из других учебных заведений. Также очень важно то, что можно получить доступ к ресурсам и информации со всего мира.
2. Экономия
Как правило, онлайн-курсы стоят дешевле, чем обычные занятия в классах общеобразовательных школ или профессиональных училищ:
- Нет затрат на проезд и проживание в классе;
- Ученик может продолжать находится на своем месте работы во время занятий.
3. Технология
Вы можете работать над курсом практически везде, где у вас есть доступ к компьютеру. Онлайн-курсы дают возможность познакомиться с новыми технологиями и практиковать использование офисного программного обеспечения, интернета.
4. Дополнительные преимущества
- Вы будете работать с однокурсниками не только со всего США, но и со всего мира.
- Отсутствие дискриминации среди студентов по признаку расы, пола, сексуальной ориентации, религии, национальности, возраста, одежды, внешнего вида.
- Равное участие всех однокурсников. Не будет самого общительного студента, который сможет монополизировать дискуссию.
- Онлайн-курсы больше всего подходят для интровертов, а также для тех, кто учится с помощью визуальных подсказок и требует больше времени для понимания материала.
- Нет проблем с иммиграцией.
- Высокий уровень динамичного взаимодействия между преподавателем и учениками, а также между самими учениками. Идеи и ресурсы являются общими, и в процессе обучения будет создаваться непрерывная синергия, поскольку каждый участник вносит свой вклад в обсуждение курса и комментирует работу однокурсников.
- Креативное обучение. Наличие класса обучения взрослых с интерактивной учебной средой может способствовать самостоятельности и критичности мышления. Характер полуавтономного и самостоятельного мира виртуального класса способствует инновационным и творческим подходам к обучению.
Минусы онлайн-обучения
Минусы онлайн-образования можно разделить на четыре группы:
- Ограниченное социальное взаимодействие;
- Стоимость технологии и планирование;
- Эффективность оценивания;
- Проблематично для преподавателей.
1. Ограниченное социальное взаимодействие
Возможности преподавателей и других студентов ограничены:
- Особенно на самостоятельных курсах. Сложно развивать отношения с преподавателями и другими однокурсниками.
- Вероятность ограниченных возможностей локальной сети.
- Большая часть общения через электронную почту, чат или дискуссионные группы, а не в офлайн тусовке.
- Отсутствие индивидуального подхода со стороны преподавателя в отношении личного общения и коммуникации.
- Нет атмосферы студенчества, которая нужна для создания социального взаимодействия.
2. Стоимость технологии и планирование
- Время загрузки компьютера, программ и подключения к интернету.
- От студентов могут потребовать изучения нового или улучшенного компьютера. Возможно понадобятся навыки для устранения неполадок в работе компьютера.
- Дополнительные расходы на скоростной интернет.
- Необходимость проходить курс во время работы (если только ваш работодатель не разрешит вам проходить онлайн-курс в офисе).
- Планирование и корректировка графика обучения в соответствии с графиком работы преподавателя. Например, восточное побережье против западного побережья в США, международный курс или студент.
- Если студент планирует учиться ночью, то ему придется ждать ответа от преподавателя или одноклассников до следующего дня.
3. Эффективность оценивания
Большинство преподавателей сходятся во мнении, что проверка памяти не является наилучшей мерой обучения в любой среде, но инструменты для обучения в таком классе сложно реализовать. Трудно оценить результаты программы. Остается вопрос: учатся ли студенты тому, что говорит преподаватель, что им следует изучать?
4. Проблематично для преподавателей
Поскольку программное обеспечение становится всё более и более продвинутым, преподавателям необходимо идти в ногу со временем.
- Традиционным преподавателям, верящим в лекции и раздаточные материалы, может быть непросто освоить такую систему и программное обеспечение.
- Студент должен быть мотивирован и дисциплинирован, чтобы своевременно выполнять свою программу.