В процессе распада Монгольской империи на карте мира официально появились следующие государства:
- Улус Джучи, на территории от Алтая до Дуная.
- Улус Чагатая, на территории Средней Азии.
- Улус Угедея, на территории восточного Туркестана и Средней Азии.
- Улус Хубилая на территории Китая и Монголии.
- Улус Хулагу, на территории Ирана, Ирака, Азербайджана и Малой Азии.
Таласский курултай проведенный в 1269 г. в долине реки Талас, где-то на стыке нынешних территорий Казахстана и Кыргызстана. Где правители улусов Джучи, Чагатая и Угедея – утвердили друг друга независимыми правителями, заключив соглашение против великого хана Хубилая на тот случай, если он отвергнет их самостоятельность.
По результатам курултая прервало свое существование единая империя Чингисхана. Собственно тогда Золотая Орда окончательно стала самостоятельным государством.
Золотая Орда являлась мультинациональным государственным образованием. Она состояла из множества народностей и племен, обладая различиями между собой из – за многообразных уровней общественно-экономического развития, при всем при этом владея своеобразной культурой и обычаями. Ключевую массу номадов в степях Дешт-и-Кипчака составляли тюркские племена, основной были кыпчаки, канглы, карлуки, и некоторые другие. В оседлых областях Золотой Орды существовали булгары, мордва, русские, греки, черкесы. Фактически монголы составляли в ней незначительное меньшинство. К рубежу XIII-XIV вв. монголы практически полностью тюркизировались.
Распад Золотой Орды был обусловлен некоторыми причинами, ослабление за годы смуты и после поражения Тохтамыша в битве при Тереке, центральная власть уже не могла добиться полного подчинения всех ранее подвластных земель. Правящие в отдаленных уделах наместники уловили возможность практически безболезненно выйти из-под руки правительства Улус-Джучи. В двадцатых годах XV столетия процесс распада стал еще интенсивнее – на востоке бывшей Золотой Орды образовалось Сибирское ханство. Несколькими годами позднее в 1428 году — Узбекское, позже Казанское ханство. К1440 году — Ногайская Орда, в 1441 году – Крымское ханство, и позже всех, в 1465 году — Казахское ханство.
Основатели Казахского ханства Жанибек и Керей, и все последующие правители, принадлежали к ветве династии Чингизидов. Их предок Урус-хан – один из золотоордынских правителей XIV века, которого отождествляют с легендарным Алаш-ханом. Однако дело не только в династической преемственности. Именно в золотоордынский период на момент распада Золотой Орды состоялся этногенез казахского народа. Уже тогда существовал народ Дешт-и-Кипчака, от которого происходят современные казахи, каракалпаки, ногайцы.
В данный период выдвинуты и обоснованы тезисы о преемственности Казахского ханства от Золотой Орды. В подтверждение к тому являются факторы:
- Географический фактор – более 40% территории Золотой Орды относится к территории современного Казахстана.
- Этнический фактор – около 92 племен? находившихся в составе Золотой Орды, более 20 из них присутствуют в составе казахов.
- Антропологический фактор – современное население Казахстана ХХ века, ничем не отличается от кочевого населения Золотой Орды.
Так же, охота помянуть тот факт, что в исследовании данного периода до 1937 года все историки признавали, что Казахское ханство представляется одним из законных преемников Золотой Орды. В 1937 году вышла монография Б. Грекова. Академик АН СССР Греков Б. впоследствии получил Сталинскую премию. В этой монографии впервой был косвенно отмечен принцип о том, что Казахское ханство не является преемником Золотой Орды. Однако, в 1950 г. в книге «Золота Орда и ее падение» упоминается, о расположении некогда сильного государства, на территории Казахстана и Средней Азии.
Золотая Орда была признана хищническим и паразитическим государством, притеснявшим огромную часть народов современной территории СНГ.
Советское руководство прятала историю Золотой Орды, из–за страха объединения тюркских народов, последним же память о Золотой Орде давало чувство единства и самосознания общей тюркской и казахской истории.
Золотая Орда была полиэтничным и поликонфессиональным евразийским государством, которое было широко известно своей политикой толерантности по отношению к различным этносам и религиям. При желании здесь вполне можно усмотреть своего рода «исторический прототип» нашей казахстанской модели толерантности, и, таким образом, сделать эту модель не только самобытной для всех этносов Казахстана, но и предметом искренней гордости для титульных казахов.
Вопрос о влиянии Золотой Орды на Русь, до сих пор остается не закрытым и дискуссионным. Общего мнения не существует и подразделяются на несколько вариантов – негативное, незначительное и положительное. Причин для выбора одного из вариантов немало: огромная временная разница, малое количество точных сведений и документов для установления характера влияния, разная аргументация самих историков.
Данная тема является очень важной как для изучения ее историками, так и для социума в целом, так как процесс, заключенный в вопросе, был весьма продолжительным и наложил огромный отпечаток на Русь в разных аспектах: политическом, социальном, духовном.
Л.Н. Гумилев заявлял то, что Русь и Золотая Орда вплоть до XIII в. не только не были неприятелями, но даже были в определенных дружеских взаимотоношениях. В аргументировании собственной мысли он приводит соответствующие данные – помощь татаро-монгол в защите города Новгорода в 1268 г., а также постоянной регулируемой армии Золотой Орды на территории Руси не находилось. Из некоторых источников Александр Невский часто посещал хана Бату, данное обстоятельство Гумилев связывает с системой создания союза двух государств.
Кроме концепции Л.Н. Гумилёва, существует концепция Г.В. Носовского и А.Т. Фоменко. Суть её состоит в том, что Орда и Русь – это практически одно и то же государство. Они считают, что Орда являлась не иностранным образованием, захватившим Русь, а просто восточным русским регулярным войском, входившим неотъемлемой частью в древнерусское государство. «Татаро-монгольское иго» с точки зрения данной концепции – просто период военного управления государством, когда верховным правителем был полководец-хан, а в городах сидели гражданские князья, которые обязаны были собирать дань на содержание войска. В свете такой концепции частые татаро-монгольские набеги являлись ничем иным, как насильственным сбором дани с тех областей, которые не хотели платить.
Основоположником преимущественно положительного влияния Орды на Русь считается Н. М. Карамзин. Для того, чтобы понять позицию Карамзина по данному вопросу, стоит обратиться к его книге «История государства Российского». Из главы IV тома V, так как в нем лучше всего прослеживаются выводы Карамзина по вопросу влияния Орды на Русь. Он описывал как положительные, так и негативные стороны влияния. Из положительного, что возросла торговля и укрепление культурных и социальных границ общества. В связи существования и укрепления власти Золотой Орды на Руси, и для борьбы с ней, произошло сплочение государства перед общим врагом, окончание междоусобиц, которые могли стать гибельными для Руси
Н. И. Костомаров, как еще один из представителей данной точки зрения, в статье «Начало единодержавия в Древней Руси» утверждает, что «в северо-восточной Руси до татар не было сделано никакого шага к уничтожению удельно-вечевого строя» тем самым соглашаясь с позицией Карамзина о необходимости Ордынского нашествия для сплочения Руси.
Практически все остальные известные историки считают, что отношения Золотой Орды к Руси нельзя назвать союзными. По их мнению, Орда всё-таки имела власть над Русью, и наиболее точно эту власть характеризует слово «иго».
Невозможность заселить территории русских княжеств по некоторым причинам, держали их под контролем на расстоянии. Введение политики сталкивания между собой русских князей. Укрепление торговли, расширение связей на экономическом уровне, передача системы сбора налогов были заимствованы от Золотой Орды. Московское государство переняло некоторые черты административного управления, используемого монголами. Это отразилось на системе и порядке налогообложения, организации войска, финансового ведомства. Использовали установленный монголами строгий порядок в административной сфере, в области налогообложения и военной мобилизации. Власть великого князя постепенно вытесняла такие политические институты, как вече, выборность, договор князя с народом.
Влияние ордынской материальной и духовной культуры на вполне сложившуюся русскую имело, бесспорно, место, но было неспособно переломить ее своеобразие.
Потеря государственной независимости и выплата дани были нелегким моральным трудом для русского народа. Но борьба против этих явлений ускорила процесс централизации Русского государства, заложила основы для создания российской государственности, послужила стимулом для укрепления национального самосознания и общественной консолидации.
Несмотря на всю неоднозначность русско-ордынских отношений, на постепенно спадавшую остроту в них, генетическую память народа невозможно было освободить от ужасов первоначального удара Батыя по Руси.
Поэтому после получения независимости в общественном сознании особое место заняла «идеология выживания», которой подчинялась и социальная структура русского общества, и хозяйственная жизнь Руси. Формировалась установка на особую осторожность в выборе путей развития, что граничило с изоляционизмом и преобладанием политического консерватизма. Послеордынская Россия встала на путь эволюции особого типа, который в части историографии не совсем точно назван «моделью догоняющего развития».
Следует подчеркнуть, что до сих пор история средневековых государств и народов, населявших обширные просторы Евразии, особенно тюркских народов, основавших Великую Орду, не раскрыта в полной мере. Забыт и не упоминается вклад народов, населяющий степи в мировую цивилизацию, особенно в создание многих государств Европы, России, Кавказа. Долгие годы история — Золотой Орды замалчивалась или преподносилась односторонне. Но достижения исторической науки последних лет, введение в научный оборот новых данных исторических архивов, материалов из исследований таких естественных наук как генетика, биология и других, позволили значительно расширить исследовательское поле данной проблемы.