Главная » Без рубрики » Зачем решать задачи на уроках математики
Опубликовано: 24.01.2021

Зачем решать задачи на уроках математики

Современное тематическое планирование по математике подразумевает обязательное решение на уроках различных задач. Расскажем о роли задач подробнее.

Задачи по математике играют образовательную роль: когда ученик её решает, он открывает для себя что-то, что раньше ему было неведомо – попадает в новую ситуацию, используя навыки и знания, полученные им на уроках, находит способ её решения, также, возможно, открывает для себя новые, смежные с уже известными ему, области науки, и др. Иначе говоря, решение математических задач учит человека математически мыслить, узнавать о математике новое, увеличивать математическое образование. После того, как человек успешно справился с несколькими примерами и задачами, количество становится качеством, и имеющийся (или полученный) метод становится его навыком, орудием, которое он сможет использовать в дальнейшем, тем самым его математическое образование опять же только растёт.

Образовательная роль – не единственная. Так, математические задачи настраивают учащегося на прикладное использование имеющихся у него знаний. Школьник привыкает к тому, что в дальнейшей своей жизни он может ещё не раз воспользоваться приобретёнными навыками, применить на деле то, что раньше казалось ему формальной и отвлечённой теорией. Для примера можно провести практическую презентацию по математике, рассказав, допустим, о работе инженера-конструктора, который практически ежедневно применяет в своей работе различные математические задачи, сначала устанавливая их для себя, и потом – решая. Многочисленные физические, химические, биологические явления невозможно объяснить, не зная и не научившись применять основные правила математики. Различные процессы, связанные с сопротивлением материалов, радиоволнами, течением тока в сети, опять-таки, описываются математически.

Поэтому, преподавателю, составляющему для себя образовательную программу, необходимо включать в неё те математические задачи, которые имеют определённые связи со смежными дисциплинами (такими, например, как физика, география, естествознание и пр.), а также задачи, которые могут пригодиться и использоваться в реальной жизни.

Далее: математические задачи учат человека мыслить. В этом умении одну из важнейших ролей играет умение выстраивать логические, или причинно-следственные связи, идти от гипотезы и предположения к заключению, сравнивать данные между собой и делать выводы. Учащийся должен приводить аргументы в пользу своего рассуждения и решения, все положения, высказанные им, должны быть в рамках обсуждаемой темы и иметь под собой логическое основание, заключение должно также полностью “подводить черту” под обсуждаемую тему и не выходить за её пределы. Решение задач по математике способствует появлению у школьника определённого образа мыслей: его суждения становятся более связанными между собой, звучат короче и точнее, в речи начинает прослеживаться чёткая структура “идея – рассуждение – вывод”, описательные образы становятся более конкретными и ясными.

Также, решение задач по-своему воспитывает учащегося. Это происходит, в первую очередь, с помощью текста задачи, его основной идеи. Поэтому, математические задачи существенно отличаются в разное время и в разных условиях существования человека. Русские задачники до 1917 г. и многие их зарубежные аналоги часто повествуют о товарно-денежных отношениях между покупателем и продавцом, лотереях, прибыли, убытке и т.п. После революции, в советское время, учебники переписывались, стремясь наполнить сознание учеников ощущением гордости за своё государство, добавить в их образование рассказ о последних успехах национального хозяйства.

Но в математических задачах воспитывать может не только их сюжет – а также, например, механизм их решения. Если учитель сумел поставить задачу правильно, взрастить в своих подопечных стремление самообразовываться, получать новые знания, помогать своим друзьям, отстаивать своё мнение, быть упорным, уважать достижения других людей – то он, без сомнения, может гордиться своим трудом.

Какой может быть вывод? Он очень прост: школьники, решающие задачи на уроках математики, увеличивают свои знания и свой кругозор гораздо быстрее, чем те, кто лишь слушает и записывает слова преподавателя.

---

Уважаемый исполнитель!

Пожалуста, оцените качество данного исходника. Плохие тексты мы доработаем или полностью уберем из списка источников.

Хорошо   Нормально   Плохо   Очень ужасно


d9fa9010

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*