В журналистику молодежь привлекает статус свободного художника, шанс прославится и репутация, дающая право на легальное вольнодумство.
Вниманию абитуриентов, избравших жребий Леонида Парфенова и Оксаны Пушкиной! Существующий в общественном сознании миф о Журналисте как о представителе Четвертой власти — это, увы, просто миф, который имеет мало общего с реальностью. То есть индустрия средств массовой информации, конечно, являет собой Четвертую власть, вопрос только, какая роль в этой индустрии отводится отдельному журналисту.
В профессии журналиста гораздо больше прозы, чем возвышенной поэзии. Журналистика — это занятие не слишком творческое, не всегда благодарное и часто мало оплачиваемое.
Не стоит лелеять в душе слишком честолюбивых надежд: журналист и писатель — профессии совершенно разные. Плоды их труда в корне отличаются друг от друга. Перед журналистом ставится задача произвести на свет не роман, не пьесу, не эссе, даже не длинный и нудный опус из цикла «размышления у парадного подъезда» — кстати, это самый популярный у начинающих авторов жанр.
Журналистские статьи — это, прежде всего, грамотно, увлекательно и доступно изложенная информация. Статья должна быть интересна читателю, а не только самому автору — начинающие журналисты поначалу приходит в отчаяние, когда от них требуют писать так, «чтобы было понятно всем». Выдавать статьи нужно в режиме конвейера, выжимая из собственного мозга все новые и новые «небанальные» заходы и концовки. Навязчивая необходимость писать со временем может стать причиной ненависти к чистому листу и к печатному слову, а может развиться в хроническую болезнь, когда все происходящее вокруг воспринимается как информационный повод для очередной статьи.
Если вас увлекают примеры великих публицистов прошлого и настоящего, сделайте скидку на то, что вам, скорее всего, придется заниматься совершенно другими делами. Спрос на Белинских нынче невелик. Нужны, в основном, специалисты иного профиля. Наибольшей популярностью пользуются юные следопыты, которые способны регулярно доставать для своего издания сенсации или раскапывать глубоко зарытые тайны. Если сенсации как-то не случилось, нужно её изобрести. Таких профессионалов называют «разгребателями грязи», и они всегда найдут применение своему таланту.
Не спешите пренебрежительно усмехаться: если вы хотите зарабатывать на жизнь журналистикой, вам ежедневно придется делать то же самое. Главная забота корреспондента – «продать» информацию, показав товар лицом, а для этого нужно найти «бомбу» в любом, самом неприметном повседневном событии. Вы ежедневно будете открывать америки в тех краях, где эти америки природой вовсе не предусмотрены.
Журналистика — это пожизненная командировка. Отныне на работу вас будут поднимать ночные звонки шефа, срочные дела и неотложные поездки, а во сне будут сниться кошмары вроде сдачи номера. Вы будете в самом центре суматошной пресс-индустрии, которая всякий раз из-за любого мелкого недочета норовит рухнуть и погрести вас под обломками.
Однако не стоит ждать общественного признания за такое феноменальное самопожертвование. Абсолютное большинство, начиная от бухгалтерии в вашей собственной редакции, и кончая теми товарищами, о которых вы будете рассказывать миру в собственных статьях, будут относиться к вам иронически, а то и встречать в штыки. Журналистов в нашем обществе не любят. Вранье, недостаток образования, нечистоплотные заработки, принадлежность к «гнилой богеме» — вот то, что им вменяют в вину. И мало кто согласен принять на веру, что вы-то ведь не такой, а, наоборот, грамотный и принципиальный профессионал.
Одним словом, журналистика — адская работа. Глядя на толпы юношей и девушек, которые снуют по коридорам, например, факультета журналистики, трудно понять, откуда на свете берется столько трудоголиков, готовых в любую минуту променять свой покой на азартную скачку с препятствиями. Однако те из них, кто в результате начинает работать по специальности, ни за что не променяют свою беспокойную профессию на что-то другое. Это сродни особой болезни: общение с людьми и активный образ жизни способны заменить журналисту сон и отдых.
Большая карьера маленького журналиста
Решив злополучный вопрос, куда пойти учиться, вы тем самым отнюдь не решите другую актуальную проблему: куда пойти работать. То, что система трудоустройства и распределения канула в далекое прошлое вместе с советском государством и его законами, вам известно не хуже меня. Вуз вам достойную работу не предоставит, поэтому лучше начать подыскивать себе место еще в процессе учебы. В родном доме не только стены помогают, но и преподаватели, у которых вы пишете рефераты, курсовики и дипломы. Вовсю используйте свое положение мытаря-недоучки: даже журналистский опыт в богом забытом издании со временем даст свои плоды. Неважно, где вы будете самовыражаться на первом этапе своей карьеры, главное — с чего-то начать.
Журналистам отлично знакома расхожая истина: сначала ты работаешь на свое имя, и только потом имя работает на тебя. Пока у журналиста нет имени, шансов получить хорошую работу у него очень немного. Профессиональную карьеру чаще всего приходится начинать в качестве внештатного корреспондента, которого кормят ноги — и кормят не очень сытно.
Заработать на журналистике большие деньги можно только тогда, когда вы себя зарекомендуете, и уже не вы будете бегать за редакторами, а сами редакторы толпами будут носиться за вами в надежде завлечь вас в свое издание. Наступит такое время или нет, зависит от ваших способностей, от пробивной силы вашего интеллекта, от некоторой доли везения, ну и, конечно, от качества вашего образования.
Итак, вы — внештатник. Самый большой недостаток внештатного сотрудничества — это гонорарная система оплаты. Звучит красиво, выглядит — не очень. Гонорар внештатного корреспондента зависит от платежеспособности редакции, темы, качества и объема статьи, а также количества материалов, которое вы смогли подготовить к номеру. «Политиков» и «экономистов» оплачивают лучше, чем, например, «деятелей культуры», причем лучше намного. Кроме того, если половину ваших текстов забракуют, то о желанной сумме нечего и мечтать. И бесполезно выражать претензии, если ваш материал урежут в четыре раза в связи с внезапно нахлынувшим потоком рекламы — заплатят вам, конечно же, за сокращенный вариант.